Быть PR-менеджером — не значит постоянно тусить на бизнес-ланчах и вечеринках, преследуя знаменитостей для эксклюзивных снимков. Да, отчасти это входит в обязанности специалиста по связям с общественностью. Но помимо посещения публичных мероприятий — презентаций, фотосессий, пресс-конференций, — у него много другой работы.
Кто такой менеджер по связям с общественностью?
PR-менеджер, или релайтер, обычно является привлеченным со стороны специалистом. Он может возглавлять собственную фирму по связям с общественностью и СМИ или быть нанятым на работу в какую-либо организацию. Освоить профессию можно на онлайн-курсах по PR.
Главные функции PR-менеджера — управление общественным мнением и создание позитивного образа компании-заказчика в масс-медиа. В сферу его деятельности также входит тесное сотрудничество с отделом маркетинга для полного достижения целей бренда.
Релайтер несет ответственность за установление и поддержание публичного имиджа клиента. В эпоху новой этики и быстрой смены социальных ландшафтов это сложная, но высокооплачиваемая работа.
Что нужно для успешной карьеры менеджера по связям с общественностью? Как понять, подходит ли вам эта профессия? Мы поможем найти ответы на эти вопросы. Предлагаем перечень основных компетенций и навыков, необходимых для профессионального PR-менеджера.
Навыки профессионального PR-менеджера
1. Умение строить отношения
Способность завязывать прочные отношения позволяет достичь высот в пиар-сфере. Эффективный релайтер обладает завидным умением ладить с разными людьми. Он всегда уверен в себе и точно знает, как устанавливать и поддерживать длительные деловые контакты.
2. Вызывающая доверие репутация
Для PR-менеджера нет ничего важнее профессиональной чести. Незапятнанная репутация — главный козырь во взаимоотношениях с общественностью.
При любом повороте событий релайтер должен быть честным, сохранять достоинство и позитивный настрой. Это настоящее искусство, которым овладевают менеджеры по связям с общественностью, хорошо знающие свое дело. Помните: придерживаясь базовых ценностей и работая с заказчиками, олицетворяющими эти ценности, легче завоевать авторитет в пиар-среде.
3. Дар убеждения
Нетрудно предположить, что умение убедительно говорить имеет решающее значение для PR-менеджера. Личное обаяние и харизма не менее важны для специалистов по связям с общественностью, чем профессиональная компетентность.
Важно уметь расположить к себе собеседника, поддержать разговор, вызвать интерес к проекту клиента. Искусство убеждать понадобится и при налаживании отношений с потенциальным партнером, и для установления контакта с журналистом, приглашенным на презентацию заказчика.
Незаменимый инструмент PR-менеджера — дар убеждения — должен быть всегда наготове.
4. Внимание к деталям
PR-менеджер — человек наблюдательный, замечающий мельчайшие нюансы, относящиеся к делу. Во время запуска проекта или пресс-конференции кое-что может пойти не по плану. Релайтер, отвечающий за успех подобных мероприятий, должен быть в курсе деталей происходящего. Внимание к мелочам поможет вовремя найти выход из нештатной ситуации и не ударить в грязь лицом.
5. Навыки письменной коммуникации
Для успешной работы с общественностью понадобятся отточенные навыки письменного общения. PR-менеджеру приходится прибегать к копирайтингу довольно часто.
Обычно он ведет корпоративные аккаунты в соцсетях, пишет историю бренда, составляет пресс-релизы. Каждый вид письменной коммуникации требует адекватного стиля и тона, чтобы соответствовать текущим трендам.
Ежедневное написание текстов занимает значительную часть времени релайтера. Владение секретами эффективного копирайтинга — большой плюс для человека, решившего заниматься пиар-менеджментом.
6. Организаторские способности
Очевидно, что специалист по работе с общественностью должен быть талантливым организатором. Помимо переговоров с клиентами и административной работы, ему каждый день приходится проводить по несколько мероприятий: встреч, фотосессий, интервью.
Тут без исключительных организаторских способностей не обойтись. Умению релайтера уделить равное внимание массе дел позавидовал бы сам Юлий Цезарь.
7. Высокая адаптивность к переменам
У профессионального PR-менеджера всегда наготове планы B, C и D. Запасные сценарные варианты нужны на случай, если события выйдут из-под контроля.
Умение подстраиваться под изменившиеся обстоятельства — важнейшая составляющая работы с общественностью. Если назначенное интервью вдруг переносится на другое время, нужно соглашаться: второго шанса встретиться с журналистом никто не гарантирует. Релайтер должен быть готов к изменениям в рабочем графике, добиваясь нужного результата при любом раскладе.
8. Умение работать с соцсетями
Навыки работы с социальными сетями важны для PR-менеджера, поскольку он отвечает за публичный имидж компании и продвижение бренда. Ему нужно быть в курсе трендов соцсетей, знать принципы интернет-маркетинга и понимать цели PR-кампаний клиента в медиа-пространстве.
Подбор удачных подписей под фотоснимками, поиск подходящего контента для постов, эстетическое оформление страницы бренда — все это входит в обязанности PR-менеджера.
9. Навыки презентации и публичных выступлений
Хотя PR-менеджер не всегда разрабатывает презентации, ему часто приходится их открывать. Продвинутые ораторские навыки помогут “разогреть” аудиторию до выхода на сцену главы компании. В случаях, когда клиент запаздывает на мероприятие, нужно уметь потянуть время и заполнить вынужденную паузу.
Пиар-менеджеру часто приходится объявлять рекламные кампании и представлять потенциальных партнеров. Это требует наличия исключительных презентационных навыков и успешного опыта публичных выступлений.
10. Постоянное повышение квалификации
Если вы хотите работать в сфере PR, маркетинга и коммуникаций, будьте готовы учиться всю жизнь.
В отличие от других профессий, остающихся в основном неизменными или требующих переподготовки раз в 5 лет, связи с общественностью — сфера, где придется постоянно повышать квалификацию и приобретать новые навыки.
Если 15 лет назад PR-менеджеру не нужно было изучать соцсети (потому что их не было), то сегодня проведение онлайн-кампаний — неотъемлемая часть ежедневной PR-деятельности. И это лишь один из аспектов работы, требующей систематического мониторинга и непрерывного изучения актуальных трендов для поддержания профпригодности пиар-менеджера.