С каждым годом поисковые системы становятся все более непредсказуемыми. Современное SEO уже не сосредоточено сугубо на работе над страницами, семантикой и охватывает смежные направления: контент, UX, чат-боты. Главный тренд продвижения в последние пару лет – создание сайтов для людей. Поисковые алгоритмы все больше ориентируются на интересы пользователей.
Поскольку интернет перенасыщен контентом, поисковики нацелены на избавление от «мусора», при индексации и ранжировании учитывают ценность страниц для посетителя, точность соответствия запросу. В позапрошлом году с запуском алгоритма Yandex YATI веб-мастера и собственники веб-ресурсов, особенно онлайн-магазинов, крупных сайтов-агрегаторов, столкнулись с проблемой недостаточно качественных страниц и их исключением из поиска. Нынче такие страницы именуются малоценными либо маловостребованными. Как распознать такие элементы, в чем их отличия, как исправить ситуацию, расскажем в статье.
Малоценные страницы
Поисковая система признает имеющими малую ценность страницы, не видимые роботами либо имеющие дубли. Такие карточки товара присутствуют всегда, причинами этого могут быть:
- неуникальное содержание (совпадение внутри сайта с другими ресурсами);
- мета-теги, заголовки, которые прописаны некачественно;
- страницы с преобладанием графического либо динамического контента.
Проблемой дублирования контента страдают преимущественно интернет-магазины, в которых присутствуют сквозные блоки – шапка, футер, меню повторяются в разных разделах, категориях, при открытии карточки товара, а само описание занимает лишь небольшой процент от полного содержания. Если страницы отличаются исключительно изображением товара и немногочисленными строками характеристик, роботы поиска скорее всего выявят их и отнесут к малоценным.
Как распознать малоценные страницы
Не включенные либо исключенные из поиска страницы можно найти с помощью Яндекс.Вебмастер (раздел «Индексирование», подраздел «Страницы в поиске»). Есть также платные инструменты, дающие более развернутую информацию.
Стоит отметить, что изначально страницы могут быть проиндексированы, хорошо ранжироваться в поиске, после дальнейшего анализа алгоритма они могут быть выкинуты из топа либо из индекса. И наоборот, ранее исключенная страница может вновь появиться в поисковой выдаче. Чтобы ориентироваться в ситуации, необходимо постоянно отслеживать отчеты в Яндекс.Вебмастере.
Что делать
Для технических страниц и дублей можно сделать запрет индексации через мета-тег <meta name=”robots” content=”noindex” />. Страницы с параметрами закрываются от поисковика через файл robot.txt. На разных платформах решение реализуется различными способами. Настройки стоит проводить очень аккуратно, чтобы не создать дополнительных проблем технического характера. Более того, нельзя закрывать от индексирования сквозные блоки полностью: в них часто содержатся ключевые фразы, которые влияют на ранжирование.
Если страницы по своей сути и содержанию не являются дублями, необходимо поработать над их уникальностью. То есть нужно свести к минимуму пересечения по заголовкам, мета-тегам. Уникализировать и индексировать контент помогут:
- добавление в карточки товара детальных характеристик;
- расширение текстовых блоков;
- переведение информации из изображений, документов в текстовый формат.
Отличным решением для повышения уникальности могут послужить отзывы покупателей о товаре.
Маловостребованные страницы
Простыми словами – это страницы, не соответствующие поисковым фразам (либо релевантных запросов крайне мало, единицы в месяц). Низкая востребованность объясняется тем, что пользователь при вводе фразы в поиске попросту не попадет на страницу. При этом сама она может быть наполнена качественным контентом.
Роботы Яндекса ежедневно сканируют огромные объемы данных, чтобы снизить издержки и нагрузку на систему, выбрасывают из базы бесполезную, невостребованную информацию. Поисковые алгоритмы подстраиваются под пользователя, бизнесу для успешного продвижения стоит принимать во внимание требования поисковиков.
Как распознать страницы, не соответствующие поисковым запросам
Поиск таких страниц осуществляется таким же образом, как обнаружение малоценного контента в Вебмастере либо на платных ресурсах для SEO-специалистов. Правда, рамки мониторинга в данном случае должны быть гораздо шире. В частности, стоит проверить:
- количество переходов из поиска в Яндекс.Метрике. Если трафика не было, стоит задуматься;
- число ключевиков в «Популярных запросах» Вебмастера;
- частотность и формулировку ключей в Я.Вордстате.
Вполне возможно, проблема состоит в неправильной формулировке запроса на странице.
Доработка страниц
Если страница не отвечает на популярные запросы, стоит ее переделать, добавить новые ключевые слова. Для подбора ключей стоит воспользоваться Яндекс.Вордстат, «Статистикой поисковых запросов», «Рекомендованными запросами» Вордстата.
Более простой вариант – ввести ключевую фразу страницы в поиск Яндекса, посмотреть синонимы. Не помешает изучение сайтов конкурентов, которые находятся в топе. В конечном итоге действия должны сводится к доработке контента.
Кроме того, стоит учитывать другие нюансы. Если сайт большой, контент лучше выкладывать частями. Чтобы показать Яндексу серьезность вашего бизнеса, нужно усилить проект, например, контекстной рекламой. Яндекс, оценивая индекс качества сайта, учитывает посещаемость с различных источников.
Последствия игнорирования недостаточно качественных страниц сайта
Яндекс не считает статус страниц ненадлежащего содержания ограничением и не накладывает никаких санкций. С другой стороны, большой процент таких страниц свидетельствует о том, что сайт не является качественным, ресурс вряд ли вызовет доверие пользователей и поисковиков.
Если доля некачественного контента невысока (до 10%), бояться нечего, когда процент «токсичности» достигает 40, позиции сайта падают в выдаче, теряется трафик и, соответственно, продажи. Поэтому лучше не игнорировать исключения из индекса.
Такая ситуация крайне нежелательна для молодых сайтов, поскольку она негативно влияет на репутацию домена, в дальнейшем в топ будет попасть сложнее, нежели запустить с нуля новый ресурс. Перед тем, как открыть сайт миру, по возможности стоит проверить его через специальные программы.
Резюме
Следить за техническим состоянием ресурса нужно постоянно, исключенные из индекса страницы можно восстановить, предприняв необходимые меры. Порой даже небольшие доработки радикально меняют положение дел.
Профессиональный опыт показывает, что к оптимизации нужно подходить комплексно, учитывать множество нюансов. Если нет времени вникать в тонкости SEO, разбираться в технических вопросах, доверьте решение проблемы специалистам FireSEO. Наша команда уже не раз проводила подобные работы и успешно справлялась с поставленными задачами. Проведение аудита поможет вывести из-под фильтра проблемные страницы, предотвратит их исключение из индекса в дальнейшем.