Как стать продакт-менеджером

Есть два варианта, как стать продакт-менеджером. Первый — это перейти из смежной профессии (разработчик, тим-лид, тестировщик, менеджер по продажам и др). Второй вариант — войти в профессию с нуля. Последний способ довольно сложный и требует многих часов обучения, однако все реально.

В этой статье мы расскажем, кто такой продакт-менеджер, где им можно стать и что для этого нужно. 

Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается 

Продакт-менеджер (product manager, или же просто продакт) — человек, который отвечает за создание и развитие продуктов. Такие специалисты особенно нужны в ИТ-индустрии, но в других сферах (например, в в пищевой промышленности) они также востребованы.

В ИТ существует также профессия проджект-менеджера, которую путают с менеджером продукта. Это две разные специальности. Проджект менеджер отвечает за процессы: ставит задачи команде и контролирует их выполнение, решает проблемы, связанные с разработкой.  

Product manager отвечает за конечный результат. Этот специалист выполняет следующие обязанности: 

  • Анализирует рынок, ищет существующие и похожие предложения и находит наиболее востребованную идею.
  • Определяет конкурентов и целевую аудиторию, сегментируя последних по различным признакам, чтобы понимать их потребности.
  • Обсуждает техническую составляющую продукта с руководителями и техническими специалистами, определяет эффективное техническое решение.
  • Создает дорожную карту с направлением и прогрессом работы над продуктом с течением времени.
  • Контролирует разработку продукта, включая как мониторинг работы разработчиков, так и поддержание коммуникации с партнерами (заказчиком).
  • Проводит тестирование минимально жизнеспособного продукта (MVP), чтобы оценить его возможности и найти пути его улучшения.

Если подытожить, настоящий продакт — это специалист, который знает, что хочет заказчик и потребитель, и с помощью этой информации создает востребованный и прибыльный продукт. 

Какими навыками должен обладать продакт-менеджер

Специалисту нужно уметь следующее: 

  • проводить Custdev (качественные исследования);
  • понимать стек технологий продукта;
  • проводить анализ юнит-экономики;
  • составлять техзадание команде; 
  • создавать MVP;
  • знать методологии Scrum, Kanban;
  • проводить A/B-тестирование;
  • знать SQL, хотя бы основы;
  • составлять Go-to-market strategy — стратегию выхода на рынок. 

Что касается личностных качеств, то у продакт-менеджера должны присутствовать:

  • Сильные коммуникативные навыки для общения с целевой аудиторией и командой. 
  • Аналитическое мышление для поиска, анализа и синтеза информации.
  • Способность управлять командой и вести ее за собой. 
  • Высокая степень самоорганизованности и навыки тайм-менеджмента. 
  • Умение решать конфликты. 
  • Готовность к постоянному саморазвитию. 
  • Высокая степень стрессоустойчивости. 

Это наиболее часто встречаемые требования к продакт-менеджеру. Но от специалистов могут ждать и другие навыки, например умение проводить мероприятия или готовить макеты к печати. Требования сильно зависят от сферы деятельности компании. 

Нужно ли высшее образование продакт-менеджеру 

Если переходить в продакт-менеджеры из другой специальности, специфическое образование необязательно. Можно закончить курсы, чтобы подтянуть конкретные навыки. По ссылку вы найдете список актуальных курсов продакт-менеджера.

Если вышки нет, как и опыта в ИТ, образование в вузе будет не лишним. Можно получить диплом в области маркетинга, менеджмента или современных технологий. 

Некоторые вузы предлагают специальности, связанные с управлением продукта. Их немного, перечислим те, что удалось найти.

Высшая школа экономики

Программа «Управление цифровым продуктом» проходит в формате профессиональной переподготовки. Длится она 5 месяцев с занятиями 2-3 раза в месяц, в т. ч. и офлайн. 

Программа делится на две части. Сначала изучается продакт-менеджмент для запуска продукта, а после — для его развития. За каждым студентом закрепляется ментор, который будет помогать вести индивидуальный проект. Обучение завершает аттестация с защитой проекта и выдачей диплома НИУ ВШЭ установленного образца. 

Подпишитесь на авторский телеграм-канал про предпринимательство в России.

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Учреждение предлагает пройти обучение по направлению «Руководитель продукта», которое проходит на цифровой кафедре университета. В ходе занятий студенты научатся проводить исследования, разрабатывать требования к ИТ-продукту, тестировать его и оценивать качество. Также будут изучены построение рабочих процессов по Scrum, Kanban, приемы проектирования СУБД, логические паттерны, бэкенд, фронтенд, фуллстек и др. 

Обучение бесплатное и длится 9 месяцев. Попасть на него могут студенты бакалавриата от 2 курса или специалитета от 3 курса. Перед началом занятий проходит первичная оценка знаний и навыков студентов. 

Санкт-Петербургский политехнический университет

В политехе по программе бакалавриата ведется обучение по специальности «Технология разработки и сопровождения качественного программного продукта». Обучение длится 4 года. В ходе него будут изучаться базы данных, технологии разработки качественного ПО, объектно-ориентированное программирование, сетевые технологии и др. 

Есть бюджетная и платная форма обучения. Для поступления нужен ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике/физике. 

Курсы продакт-менеджера

Курсы — более короткий путь влиться в профессию продакт-менеджера. Длятся они примерно 6-9 месяцев, в течение которых можно выучить основы специальности и овладеть многими инструментами. 

Пройти обучение можно в следующих 4 онлайн-школах.  

Skillbox

Компания предлагает курс с упором на практику. В ходе него студенты будут учиться анализировать аудиторию, создавать минимально жизнеспособный продукт, управлять командой разработки, пользоваться Miro и Excel, а также составлять запросы на SQL и Python и др. По итогу обучения будут созданы 2 проекта, которые можно положить в портфолио. 

Первые полгода можно учиться бесплатно. Есть помощь в трудоустройстве — консультация по составлению резюме и подготовке к собеседованию.

Нетология 

Известная школа предлагает 9-месячные курсы по продакт-менеджменту. Будут изучаться основы продуктовой методологии и аналитики, пользовательские интерфейсы и продуктовый дизайн, стратегия управления продуктом, основы разработки No-сode и др. 

Обучение ведется по государственной лицензии, в конце выдается диплом о профессиональной переподготовке. Есть помощь в трудоустройстве и рассрочка до 2 лет.

GeekBrains

Учиться на продакт-менеджера в этой школе можно совсем новичкам, без опыта в ИТ. Занятия будут проходить в течение 9 месяцев. На них будут изучаться основы программирования, бизнес-модели, создание MVP-продукта, основы маркетинга и др. 

По окончании обучения студенты проходят стажировку. Лучшие ученики могут получить оплачиваемую стажировку или даже работу. 

Productstar

ИТ-школа проводит годовое обучение на продакт-менеджера. Его можно пройти и быстрее, но в интенсивном темпе. 

После обучения каждый студент получить более 10 кейсов в портфолио, пройдет стажировку в компаниях-партнерах. В случае трудоустройства по специальности школа поможет пройти испытательный срок. 

Самостоятельное обучение на продукт-менеджера 

Объем знаний в продакт-менеджменте огромен, и в этой профессии нужно постоянно развиваться самостоятельно. Это можно делать сразу несколькими путями.

  • Читать книги

Среди книг для продакт-менеджеров можно выделить следующие: 

  • «Вдохновленные», Мартин Каган: в книге описываются ключевые принципы создания успешных технологических продуктов, такие как фокус на потребностях пользователей и решении их проблем, понимание рынка и конкурентов, разработка продукта в сотрудничестве с командой и пр. 
  • «На крючке: Как создавать продукты, формирующие привычки», Нир Эяль: автор представляет модель «крючка»— цикл поведения, который начинается с триггера, ведущего к действию, награде и инвестиции. Цель этой модели — создать привычку у пользователя, что позволит продукту стать неотъемлемой частью его жизни.
  • «Deadline. Роман об управлении проектами», Том ДеМарко: книга является комбинацией романа и учебника, где автор демонстрирует практические примеры и принципы управления проектами в форме художественного произведения.
  • «Разработка требований к программному обеспечению», Карл Вигерс, Джой Битти: большой учебник о том, как составлять техзадания на разработку программных продуктов, проверять и тестировать уже написанные требования. 
  • «Тестирование бизнес-идей», Александр Остервальдер, Дэвид Блэнд: авторы рассматривают кейсы проверки гипотез и рассказывают, как быстро и дешево проверять бизнес-идеи на этапе их разработки.
  • Учиться проводить глубинные интервью

Для продакт-менеджера крайне важно находить глубинные потребности пользователей. Это поможет проверять гипотезы, находить рабочие решения и закрывать потребности целевой аудитории продуктом, а значит, делать его успешным. 

  • Собрать больше кейсов в портфолио

Чем больше кейсов, тем лучше вы сможете показать будущему работодателю свои компетенции. После курсов у вас будут в портфолио некоторые проекты, но их может быть недостаточно. 

Неплохой вариант пополнения портфолио — это создание своих пет-проектов. Найдите идею, соберите команду единомышленников и вместе создайте проект. Это поможет сильно прокачать навыки, особенно управления командой, позволит добавить красивые строчки в резюме и заинтересовать будущих работодателей. 

  • Найти ментора

Обратная связь от более опытного коллеги — бесценна. Ментор поможет найти точки роста, укажет на ошибки и поделится ценными знаниями. Это позволит быстрее набраться опыта и вырасти в профессии. 

Вы можете написать человеку, опытом которого восхищаетесь, с просьбой стать его ментором. Также можно воспользоваться группами в соцсетях, посвященных продакт-менеджменту, или обратиться в специализированные сервисы по типу Getmentor.

 Как искать первую работу продакт-менеджером

  • Перейти на другую должность внутри компании

Если в вашей компании нужен продакт, то почему бы вам не стать им? Зачастую компании так и закрывают данные должности — готовят специалистов из смежной сферы. В таком подходе большой плюс в том, что не нужно с нуля изучать продукт и знакомиться с процессами внутри компании, а значит, и влиться в работу можно быстрее. 

  • Попасть на стажировку

Специалист без опыта может рассчитывать на позицию помощника продакт-менеджера или стажера. Это неплохой вариант получить первый опыт работы, после которого найти более стоящее предложение будет легче. На высокую зарплату рассчитывать не стоит, в самом начале карьеры можно ожидать около 30-50 тыс. руб. 

Вакансий для продакт-менеджеров без опыта немного, но есть

  • Участвовать в хакатонах

Это мероприятия, на которых разработчики, менеджеры, дизайнеры и другие участники собираются в команды и соревнуются между собой, создавая какой-нибудь проект. 

Участие в хакатоне поможет не только получить новый кейс и денежный приз, но и прокачать продуктовые скиллы, выявить свои слабые места и получить обратную связь. А самое главное, участники, которые лучше всех себя проявят, могут получить работу. 

Искать хакатоны можно на специализированных площадках по типу хакатоны.рф или хакатоны.рус. Также подобные мероприятия иногда проводят ИТ-компании, и вы сможете отслеживать эти события у интересующих организаций. 

Сколько зарабатывают продакт-менеджеры в России

Точных данных по зарплате нет, так как она сильно зависит не только от уровня компаний, но и сфер их деятельности. Чтобы получить примерные цифры, можно обратиться к сервису Gorodrabot. Он собирает данные из открытых вакансий, в которых указан уровень заработной платы. По данным сервиса, средняя заработная плата в России на январь-февраль 2022 составляет 94 321 рубль, медианная — 77 500 руб, модальная — 100 тыс. руб. 

Скриншот с сайта Gorodrabot

Также, согласно этой же площадке, больше всего вакансий опубликовано в Москве  — больше 600. С большим отрывом на втором месте находится Санкт-Петербург, в котором открыто 128 вакансий на должность продакт-менеджера. 

Если обратиться к сервису по поиску работы hh.ru, то можно увидеть большой разброс по зарплатам. Специалистам без опыта или с опытом от года предлагают 20-80 тыс. руб. Более опытные продакты могут рассчитывать на вознаграждение от 50 до 150 тыс. руб. Специалистам с опытом работы от 3 лет предлагают от 150 до 400 тыс. руб.

Данные с сайта hh.ru

Как может развиваться карьера продакт-менеджера

Развитие своих компетенций

Продакт-менеджер может углублять свои знания и навыки в области разработки продуктов, маркетинга, аналитики и других смежных областей. Это поможет брать сложные проекты и получать более высокую оплату. 

Рост в должности

Продакт-менеджер может продвигаться по карьерной лестнице, занимая более высокие позиции внутри компании. Например, он может стать руководителем отдела продуктов, заместителем директора по развитию продуктов или директором по развитию бизнеса.

Переход в другую компанию

Опытный продакт может найти работу в другой компании, при этом на более высокой должности. Некоторые компании неохотно повышают своих сотрудников и/или не хотят пересматривать их зарплаты. В этом случае только переход в другую организацию поможет быстрее продвигаться по карьерное лестнице. 

Запуск собственного бизнеса

Продакт-менеджер — это своего рода предприниматель, который воплощает свои идеи в жизнь. Он может использовать свой опыт и знания для запуска своего собственного бизнеса. 

Заключение

Стать продакт-менеджером проще всего из смежной специальности, но и с нуля эту профессию освоить реально. С помощью качественных курсов, самообучения и постоянной практики влиться в профессию можно за год. Главное, идти в эту специальность с горящими глазами — по другому задержаться в ней не получится. 

Статья содержит рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на сайтах.

Автор:
Контент-менеджер в блоге FireSEO, пишу про интернет-маркетинг и разработку сайтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram
Обратная связь
Свяжитесь с нами
Реквизиты

ИНН: 772578776588
ОГРН: 315774600103615
ОКПО: 0194004627
ОКТМО: 45914000000
ОКАТО: 45296559000
р/с: 40802810300310000244
в АКБ «БАНК МОСКВЫ» (ОАО) отделение «Перовское»
к/с: 30101810500000000219
БИК: 044525219

Фактический адрес: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 26, офис 304

Юридический адрес: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд д.7/16