Есть два варианта, как стать продакт-менеджером. Первый — это перейти из смежной профессии (разработчик, тим-лид, тестировщик, менеджер по продажам и др). Второй вариант — войти в профессию с нуля. Последний способ довольно сложный и требует многих часов обучения, однако все реально.
- Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается
- Какими навыками должен обладать продакт-менеджер
- Нужно ли высшее образование продакт-менеджеру
- Курсы продакт-менеджера
- Самостоятельное обучение на продукт-менеджера
- Как искать первую работу продакт-менеджером
- Сколько зарабатывают продакт-менеджеры в России
- Как может развиваться карьера продакт-менеджера
- Заключение
В этой статье мы расскажем, кто такой продакт-менеджер, где им можно стать и что для этого нужно.
Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается
Продакт-менеджер (product manager, или же просто продакт) — человек, который отвечает за создание и развитие продуктов. Такие специалисты особенно нужны в ИТ-индустрии, но в других сферах (например, в в пищевой промышленности) они также востребованы.
В ИТ существует также профессия проджект-менеджера, которую путают с менеджером продукта. Это две разные специальности. Проджект менеджер отвечает за процессы: ставит задачи команде и контролирует их выполнение, решает проблемы, связанные с разработкой.
Product manager отвечает за конечный результат. Этот специалист выполняет следующие обязанности:
- Анализирует рынок, ищет существующие и похожие предложения и находит наиболее востребованную идею.
- Определяет конкурентов и целевую аудиторию, сегментируя последних по различным признакам, чтобы понимать их потребности.
- Обсуждает техническую составляющую продукта с руководителями и техническими специалистами, определяет эффективное техническое решение.
- Создает дорожную карту с направлением и прогрессом работы над продуктом с течением времени.
- Контролирует разработку продукта, включая как мониторинг работы разработчиков, так и поддержание коммуникации с партнерами (заказчиком).
- Проводит тестирование минимально жизнеспособного продукта (MVP), чтобы оценить его возможности и найти пути его улучшения.
Если подытожить, настоящий продакт — это специалист, который знает, что хочет заказчик и потребитель, и с помощью этой информации создает востребованный и прибыльный продукт.
Какими навыками должен обладать продакт-менеджер
Специалисту нужно уметь следующее:
- проводить Custdev (качественные исследования);
- понимать стек технологий продукта;
- проводить анализ юнит-экономики;
- составлять техзадание команде;
- создавать MVP;
- знать методологии Scrum, Kanban;
- проводить A/B-тестирование;
- знать SQL, хотя бы основы;
- составлять Go-to-market strategy — стратегию выхода на рынок.
Что касается личностных качеств, то у продакт-менеджера должны присутствовать:
- Сильные коммуникативные навыки для общения с целевой аудиторией и командой.
- Аналитическое мышление для поиска, анализа и синтеза информации.
- Способность управлять командой и вести ее за собой.
- Высокая степень самоорганизованности и навыки тайм-менеджмента.
- Умение решать конфликты.
- Готовность к постоянному саморазвитию.
- Высокая степень стрессоустойчивости.
Это наиболее часто встречаемые требования к продакт-менеджеру. Но от специалистов могут ждать и другие навыки, например умение проводить мероприятия или готовить макеты к печати. Требования сильно зависят от сферы деятельности компании.
Нужно ли высшее образование продакт-менеджеру
Если переходить в продакт-менеджеры из другой специальности, специфическое образование необязательно. Можно закончить курсы, чтобы подтянуть конкретные навыки. По ссылку вы найдете список актуальных курсов продакт-менеджера.
Если вышки нет, как и опыта в ИТ, образование в вузе будет не лишним. Можно получить диплом в области маркетинга, менеджмента или современных технологий.
Некоторые вузы предлагают специальности, связанные с управлением продукта. Их немного, перечислим те, что удалось найти.
Высшая школа экономики
Программа «Управление цифровым продуктом» проходит в формате профессиональной переподготовки. Длится она 5 месяцев с занятиями 2-3 раза в месяц, в т. ч. и офлайн.
Программа делится на две части. Сначала изучается продакт-менеджмент для запуска продукта, а после — для его развития. За каждым студентом закрепляется ментор, который будет помогать вести индивидуальный проект. Обучение завершает аттестация с защитой проекта и выдачей диплома НИУ ВШЭ установленного образца.
МГТУ им. Н. Э. Баумана
Учреждение предлагает пройти обучение по направлению «Руководитель продукта», которое проходит на цифровой кафедре университета. В ходе занятий студенты научатся проводить исследования, разрабатывать требования к ИТ-продукту, тестировать его и оценивать качество. Также будут изучены построение рабочих процессов по Scrum, Kanban, приемы проектирования СУБД, логические паттерны, бэкенд, фронтенд, фуллстек и др.
Обучение бесплатное и длится 9 месяцев. Попасть на него могут студенты бакалавриата от 2 курса или специалитета от 3 курса. Перед началом занятий проходит первичная оценка знаний и навыков студентов.
Санкт-Петербургский политехнический университет
В политехе по программе бакалавриата ведется обучение по специальности «Технология разработки и сопровождения качественного программного продукта». Обучение длится 4 года. В ходе него будут изучаться базы данных, технологии разработки качественного ПО, объектно-ориентированное программирование, сетевые технологии и др.
Есть бюджетная и платная форма обучения. Для поступления нужен ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике/физике.
Курсы продакт-менеджера
Курсы — более короткий путь влиться в профессию продакт-менеджера. Длятся они примерно 6-9 месяцев, в течение которых можно выучить основы специальности и овладеть многими инструментами.
Пройти обучение можно в следующих 4 онлайн-школах.
Компания предлагает курс с упором на практику. В ходе него студенты будут учиться анализировать аудиторию, создавать минимально жизнеспособный продукт, управлять командой разработки, пользоваться Miro и Excel, а также составлять запросы на SQL и Python и др. По итогу обучения будут созданы 2 проекта, которые можно положить в портфолио.
Первые полгода можно учиться бесплатно. Есть помощь в трудоустройстве — консультация по составлению резюме и подготовке к собеседованию.
Известная школа предлагает 9-месячные курсы по продакт-менеджменту. Будут изучаться основы продуктовой методологии и аналитики, пользовательские интерфейсы и продуктовый дизайн, стратегия управления продуктом, основы разработки No-сode и др.
Обучение ведется по государственной лицензии, в конце выдается диплом о профессиональной переподготовке. Есть помощь в трудоустройстве и рассрочка до 2 лет.
Учиться на продакт-менеджера в этой школе можно совсем новичкам, без опыта в ИТ. Занятия будут проходить в течение 9 месяцев. На них будут изучаться основы программирования, бизнес-модели, создание MVP-продукта, основы маркетинга и др.
По окончании обучения студенты проходят стажировку. Лучшие ученики могут получить оплачиваемую стажировку или даже работу.
ИТ-школа проводит годовое обучение на продакт-менеджера. Его можно пройти и быстрее, но в интенсивном темпе.
После обучения каждый студент получить более 10 кейсов в портфолио, пройдет стажировку в компаниях-партнерах. В случае трудоустройства по специальности школа поможет пройти испытательный срок.
Самостоятельное обучение на продукт-менеджера
Объем знаний в продакт-менеджменте огромен, и в этой профессии нужно постоянно развиваться самостоятельно. Это можно делать сразу несколькими путями.
- Читать книги
Среди книг для продакт-менеджеров можно выделить следующие:
- «Вдохновленные», Мартин Каган: в книге описываются ключевые принципы создания успешных технологических продуктов, такие как фокус на потребностях пользователей и решении их проблем, понимание рынка и конкурентов, разработка продукта в сотрудничестве с командой и пр.
- «На крючке: Как создавать продукты, формирующие привычки», Нир Эяль: автор представляет модель «крючка»— цикл поведения, который начинается с триггера, ведущего к действию, награде и инвестиции. Цель этой модели — создать привычку у пользователя, что позволит продукту стать неотъемлемой частью его жизни.
- «Deadline. Роман об управлении проектами», Том ДеМарко: книга является комбинацией романа и учебника, где автор демонстрирует практические примеры и принципы управления проектами в форме художественного произведения.
- «Разработка требований к программному обеспечению», Карл Вигерс, Джой Битти: большой учебник о том, как составлять техзадания на разработку программных продуктов, проверять и тестировать уже написанные требования.
- «Тестирование бизнес-идей», Александр Остервальдер, Дэвид Блэнд: авторы рассматривают кейсы проверки гипотез и рассказывают, как быстро и дешево проверять бизнес-идеи на этапе их разработки.
- Учиться проводить глубинные интервью
Для продакт-менеджера крайне важно находить глубинные потребности пользователей. Это поможет проверять гипотезы, находить рабочие решения и закрывать потребности целевой аудитории продуктом, а значит, делать его успешным.
- Собрать больше кейсов в портфолио
Чем больше кейсов, тем лучше вы сможете показать будущему работодателю свои компетенции. После курсов у вас будут в портфолио некоторые проекты, но их может быть недостаточно.
Неплохой вариант пополнения портфолио — это создание своих пет-проектов. Найдите идею, соберите команду единомышленников и вместе создайте проект. Это поможет сильно прокачать навыки, особенно управления командой, позволит добавить красивые строчки в резюме и заинтересовать будущих работодателей.
- Найти ментора
Обратная связь от более опытного коллеги — бесценна. Ментор поможет найти точки роста, укажет на ошибки и поделится ценными знаниями. Это позволит быстрее набраться опыта и вырасти в профессии.
Вы можете написать человеку, опытом которого восхищаетесь, с просьбой стать его ментором. Также можно воспользоваться группами в соцсетях, посвященных продакт-менеджменту, или обратиться в специализированные сервисы по типу Getmentor.
Как искать первую работу продакт-менеджером
- Перейти на другую должность внутри компании
Если в вашей компании нужен продакт, то почему бы вам не стать им? Зачастую компании так и закрывают данные должности — готовят специалистов из смежной сферы. В таком подходе большой плюс в том, что не нужно с нуля изучать продукт и знакомиться с процессами внутри компании, а значит, и влиться в работу можно быстрее.
- Попасть на стажировку
Специалист без опыта может рассчитывать на позицию помощника продакт-менеджера или стажера. Это неплохой вариант получить первый опыт работы, после которого найти более стоящее предложение будет легче. На высокую зарплату рассчитывать не стоит, в самом начале карьеры можно ожидать около 30-50 тыс. руб.
- Участвовать в хакатонах
Это мероприятия, на которых разработчики, менеджеры, дизайнеры и другие участники собираются в команды и соревнуются между собой, создавая какой-нибудь проект.
Участие в хакатоне поможет не только получить новый кейс и денежный приз, но и прокачать продуктовые скиллы, выявить свои слабые места и получить обратную связь. А самое главное, участники, которые лучше всех себя проявят, могут получить работу.
Искать хакатоны можно на специализированных площадках по типу хакатоны.рф или хакатоны.рус. Также подобные мероприятия иногда проводят ИТ-компании, и вы сможете отслеживать эти события у интересующих организаций.
Сколько зарабатывают продакт-менеджеры в России
Точных данных по зарплате нет, так как она сильно зависит не только от уровня компаний, но и сфер их деятельности. Чтобы получить примерные цифры, можно обратиться к сервису Gorodrabot. Он собирает данные из открытых вакансий, в которых указан уровень заработной платы. По данным сервиса, средняя заработная плата в России на январь-февраль 2022 составляет 94 321 рубль, медианная — 77 500 руб, модальная — 100 тыс. руб.
Также, согласно этой же площадке, больше всего вакансий опубликовано в Москве — больше 600. С большим отрывом на втором месте находится Санкт-Петербург, в котором открыто 128 вакансий на должность продакт-менеджера.
Если обратиться к сервису по поиску работы hh.ru, то можно увидеть большой разброс по зарплатам. Специалистам без опыта или с опытом от года предлагают 20-80 тыс. руб. Более опытные продакты могут рассчитывать на вознаграждение от 50 до 150 тыс. руб. Специалистам с опытом работы от 3 лет предлагают от 150 до 400 тыс. руб.
Как может развиваться карьера продакт-менеджера
Развитие своих компетенций
Продакт-менеджер может углублять свои знания и навыки в области разработки продуктов, маркетинга, аналитики и других смежных областей. Это поможет брать сложные проекты и получать более высокую оплату.
Рост в должности
Продакт-менеджер может продвигаться по карьерной лестнице, занимая более высокие позиции внутри компании. Например, он может стать руководителем отдела продуктов, заместителем директора по развитию продуктов или директором по развитию бизнеса.
Переход в другую компанию
Опытный продакт может найти работу в другой компании, при этом на более высокой должности. Некоторые компании неохотно повышают своих сотрудников и/или не хотят пересматривать их зарплаты. В этом случае только переход в другую организацию поможет быстрее продвигаться по карьерное лестнице.
Запуск собственного бизнеса
Продакт-менеджер — это своего рода предприниматель, который воплощает свои идеи в жизнь. Он может использовать свой опыт и знания для запуска своего собственного бизнеса.
Заключение
Стать продакт-менеджером проще всего из смежной специальности, но и с нуля эту профессию освоить реально. С помощью качественных курсов, самообучения и постоянной практики влиться в профессию можно за год. Главное, идти в эту специальность с горящими глазами — по другому задержаться в ней не получится.
Статья содержит рекламу. Информация о рекламодателях по ссылкам на сайтах.