Для анализа конкурентов используйте сервисы Sepstat, Semrush, SeoLib, Similarweb и другие подобные ресурсы. Знание сильных и слабых сторон конкурентов полезно при построении стратегии SEO-раскрутки. Обязательно учитывайте регион продвижения.
В работе над оптимизацией можно применять эффективные фишки конкурентов. Однако если хотите превзойти их, не отталкивайтесь от сильных сторон, проводите улучшения там, где конкуренты поработали слабо.
Шаг 2. Аудит сайта
Если вы занимаетесь уже действующим ресурсом, необходимо оценить его текущее состояние и показатели за предыдущие периоды. Для этого потребуется доступ к:
- Яндекс.Метрике;
- Яндекс.Вебмастеру;
- Google Аналитике;
- Гугл Search Console.
На этапе аудита стоит проверить:
- актуальные позиции;
- ключевые запросы, по которым осуществляются переходы;
- источники трафика;
- скорость загрузки страниц;
- ограничения в ранжировании;
- наличие привязки к геолокации;
- наличие технических ошибок и дублей;
- удобство пользования ресурсом;
- полноту информации о предлагаемых продуктах;
- оформление мета-тегов;
- внутреннюю перелинковку и внешние ссылки;
- присутствие коммерческих элементов (цены, призывы к действию, форма заявки).
На ранжирование влияют также наличие защищенного протокола https, адаптивность под мобильные устройства, тяжелая CMS, которая не лучшим образом влияет на скорость отображения страниц.
Значение имеют даже такие, казалось бы, малозначимые детали, как домен. Если в доменном имени используется основной ключевик – это несомненный плюс. В то же время ключевая фраза из более чем 3 слов в названии может стать поводом для попадания под фильтр поисковых систем. Доменная зона должна соответствовать стране и региону продвижения. Для избежания проблем с индексацией поисковиками и ранжированием в файле robots.txt используется punycode.
Семантическое ядро – список поисковых запросов – слов и фраз, по которым пользователи приходят на сайт из выдачи в Гугл и Яндекс. От того, насколько грамотно подобран перечень ключей, будет зависеть эффективность всего комплекса работ по SEO-продвижению.
На основе ключевиков:
- создаются заголовки;
- пишутся тексты для сайта и внешних источников;
- составляются мета-теги;
- разрабатывается структура сайта.
Ключевые слова и фразы должны:
- соответствовать тематике ресурса;
- охватывать максимум запросов, касающихся продаваемых товаров либо предоставляемых услуг;
- носить коммерческий либо информационный характер – в зависимости от стратегии продвижения.
Оптимального количества ключей не существует, для каждого проекта они подбираются индивидуально. Для небольших сайтов-визиток запросов может быть несколько сотен, для крупных онлайн-магазинов – до нескольких тысяч.
Подпишитесь на авторский
телеграм-канал про предпринимательство в России.
Для сбора семантического ядра используются сервисы Yandex.Wordstat, Пиксель Тулс, Key Collector.
Собранные ключи объединяются в группы (кластеры) и распределяются по посадочным страницам. Кластеризация может проводиться с помощью специальных программ либо вручную.
Шаг 4. Разработка структуры сайта
Этот этап присутствует в SEO-продвижении ресурсов, создаваемых с нуля, при доработке функционирующих сайтов. После кластеризации ключевых запросов у вас должен быть файл с логическими группами. При проработке структуры, принятии решении о необходимости создания определенного раздела, страницы следует принимать во внимание:
- логичность, легкость восприятия информации пользователем;
- результаты поиска по запросам;
- целесообразность продажи соответствующего запросу товара, услуги.
Для каждой группы ключевых фраз отводится отдельная страница. Как правило, страницы категорий содержат высокочастотные, подкатегорий, конкретных предложений – средне- и низкочастотные запросы.
Соответствие содержания страницы поисковой фразе именуется релевантностью, этот показатель учитывается поисковиками при ранжировании. Если какие-то запросы не включены в кластер, под них создаются отдельные разделы или страницы. Если релевантных предложений на сайте нет, запрос не используется.
Работа над структурой – долгий и трудоемкий процесс. Чем раньше он будет завершен, тем скорее вы получите отдачу от проведенных мероприятий.
Шаг 4. Разработка стратегии продвижения
Если вы хотите достичь максимального результата за короткое время, необходимо составить детальный план работ. Для этого следует учитывать особенности ниши, конкурентность на рынке, определиться с целями продвижения. Такими целями могут быть:
- попадание в топ-3, топ-5, топ-10 органической (бесплатной) выдачи;
- расширение аудитории за счет привлечения на сайт пользователей из поисковиков;
- увеличение продаж;
- повышение узнаваемости бренда.
Стратегия разрабатывается индивидуально под каждый проект. При этом одновременно учитываются различные факторы (тип, тематика, возраст ресурса, география, наполненность контентом, предыдущая история развития и раскрутки).
Шаг 5. Техническая оптимизация
Наличие технических ошибок негативно отображается на поисковом продвижении. Чтобы из избежать, необходимо произвести корректные технические настройки либо некоторые доработки. Список технических работ достаточно длинный, поэтому приведем основные. К ним относятся:
- cоздание и настройка файлов robots.txt, sitemap.xml;
- формирование ЧПУ (человеко-понятных URL). Этот момент не имеет значения для восприятия людьми, но важен при ранжировании. Если адрес содержит словосочетания, связанные с тематикой ресурса, – это дополнительное преимущество для ранжирования. Оптимальный вариант URL – написание на латинице заголовка страницы с дефисами вместо пробелов;
- устранение технических дублей;
- увеличение скорости загрузки страниц.
В СЕО-продвижении этот шаг, а также шаги 6, 7 относятся к внутренней оптимизации.
Шаг 6. Оптимизация контента
Данный этап включает:
- заполнение title, description. Тайтл и дескрипшн влияют не только на ранжирование, но и на восприятие информации о продавце в поисковике. Они должны быть уникальными, понятными, стимулировать пользователя выполнить определенное действие;
- оптимизацию заголовков h2–h6;
- составление техзадания и написание уникальных и полезных для посетителей текстов, которые содержат SEO-ключи;
- оптимизацию изображений;
- внедрение навигационной цепочки, так званых «хлебных крошек»;
Расстановка внутренних линков увеличивает значимость страницы, ускоряет индексацию нового контента, увеличивает продолжительность пребывания пользователей на сайте, повышает релевантность запросов, позволяет потенциальным клиентам получить максимально полную информацию о товаре, услуге.
Шаг 7. Работа над коммерческими факторами
Этот шаг предусматривает проверку:
- наличия необходимых коммерческих факторов (форм заказа, кнопки «Купить», «Корзины», функции заказа обратного звонка);
- корректности информации о наличии товара, его характеристиках;
- полноты данных, представленных в разделе «О компании»;
- правильности и полноты контактной информации.
При необходимости вносятся корректировки.
Шаг 8. Внешняя оптимизация
Без привлечения трафика с внешних ресурсов могут обойтись только бизнесы с низкой конкуренцией. В большинстве случаев наращивание внешней ссылочной массы – необходимая мера. Чем больше источников ссылается на сайт, тем больше доверия он вызывает со стороны поисковых систем. Кроме того, качественные ссылки обеспечивают дополнительный трафик.
На сегодняшний день при закупке внешних ссылок следует уделять внимание не столько их количеству, сколько качеству. Поэтому предпочтительно размещать материалы на авторитетных либо тематических площадках. Стремительный рост ссылочной массы с сомнительных сайтов может привести к санкциям со стороны поисковых сервисов Google и Яндекс.
Для внешнего продвижения используются такие методы:
- закупка ссылок на биржах (Miralinks, Rotapost, Gogetlinks);
- написание статей со ссылками на ресурс и размещение их на внешних сайтах;
- бесплатное размещение линков на тематических форумах, в справочниках, каталогах, Q&A сервисах (вопросы-ответы).
Самый простой способ получать естественные ссылки без затрат – серьезная работа над контентом. Таким образом, заинтересованные пользователи сами станут ссылаться на ресурс.
План внешнего продвижения разрабатывается в рамках общей стратегии продвижения. В нем определяются количественный прирост ссылок в месяц, подбираются подходящие для линков ресурсы-доноры.
Шаг 9. Анализ и улучшение поведенческих факторов ранжирования
После оптимизации сайта, продвижения его в топ можно переходить к мониторингу пользовательских действий на страницах ресурса. Детальный анализ дает возможность определить:
- процент отказов (посетителей, которые ушли, открыв не более 1 страницы);
- глубину просмотра (количество просмотренных страниц за одно посещение);
- возвращение к поиску;
- время, проведенное на сайте;
- прямые заходы;
- кликабельность сниппетов (текстовых блоков в поисковой выдаче).
После изучения указанных показателей проводятся работы по повышению привлекательности сниппетов (доработка мета-тегов title, description). Для удержания посетителей сайт наполняется инфографикой, видео, добавляются онлайн-калькуляторы.
На сегодняшний день существуют сервисы, с помощью которых можно искусственно накрутить показатели, однако алгоритмы Гугла и Яндекса постоянно совершенствуются и нередко отличают реальные действия от работы программ по накрутке.
Точного и правильного ответа на вопрос о том, как улучшить поведенческие факторы, вы не найдете нигде. Здесь нужен индивидуальный подход, который зависит от ниши, целей и возможностей сайта.
Шаг 10. Улучшение юзабилити и конверсии
Поведенческие факторы, влияющие на ранжирование, во многом зависят от usability ресурса. Чтобы снизить число отказов, увеличить время пребывания на сайте, повысить количество целевых действий, необходимо не только сделать ресурс удобным для пользования, интуитивно понятным, но и внедрить решения, которые помогут повысить конверсию сайта.
Мероприятия по работе над юзабилити включают:
- разработку современного и привлекательного дизайна, способствующего узнаваемости, завоеванию лояльности целевой аудитории;
- адаптацию под мобильные устройства, поскольку нынче все больше трафика приходит с мобильных версий. Кроме того, адаптивные ресурсы в мобильном поиске Google и Yandex ранжируются выше;
- упрощение заказа (логичная последовательность действий, форма заказа с минимумом обязательных для заполнения полей).
Для увеличения конверсии целесообразно добавлять дополнительные способы связи (онлайн-чат, мессенджеры), работать с отзывами, настроить e-mail-рассылку с уведомлениями о новинках товаров и услуг, об акциях, выгодных предложениях.
Поддержка сайта и удержание позиций
Проведения комплекса работ по SEO-раскрутке, выведения веб-ресурса в топ поисковой выдачи для полноценного продвижения недостаточно. Ведь в каждом бизнесе время от времени происходят изменения: меняется ассортимент товаров, добавляются новые услуги, корректируется порядок и график работы. Все это необходимо учитывать на сайте.
Алгоритмы поисковой выдачи также подвергаются изменениям. Чтобы не попасть под фильтры, следует подстраиваться под новые требования, вносить корректировки в работу сайта. Для получения преимуществ перед конкурентами также важно следить за трендами и оперативно внедрять их в своем бизнесе.
Резюме
Мы рассмотрели лишь самые важные этапы SEO-раскрутки сайта, не затрагивая особенностей различных направлений бизнеса, нюансов регионального продвижения и других тонкостей.
Если вы хотите сэкономить деньги на обращении к специалистам, вам придется детально изучить каждый шаг работы – ознакомиться с большим количеством статей, видео, кейсов. Стоит понимать, что SEO необходимо заниматься постоянно, а на это нужно время.
Заказ SEO-продвижения у профессионалов – лучший вариант для малого и крупного бизнеса. Обратившись в агентство FireSEO, вы сэкономите время на изучение всех нюансов продвижения и сможете быстро вывести сайт в топ и окупить затраты. На ваш выбор – комплексное продвижение либо заказ отдельных работ и консультаций от специалистов.
Автор:
Алина Белявцева
SEO-специалист