Версия сайта для слабовидящих: для каких сайтов обязательна

Версия сайта для слабовидящих необходима для сайтов государственных, образовательных и гос. медучреждений. Но ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ гласит, что дискриминация по признаку инвалидности не допускается ни с чьей стороны. Это говорит о том, что и коммерческим веб-сайтам необходимо иметь версию для людей с нарушением зрения. 

За нарушение вышеупомянутого закона может наступить административная и уголовная ответственность. В первом случае размер штрафа составит до 3 тыс. руб. для физ. лиц и от 50 до 100 тыс. руб. для юр. лиц. Во втором случае размер штрафа может достигает 300 тыс. руб.

Рассмотрим действующие требования закона касательно версии для слабовидящих.

Особенности сайта для слабовидящих

В ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» от 2012 г.  прописаны стандарты, которые следует использовать в версии для слабовидящих. Приведем ключевые положения оттуда.

Общие правила

Альтернативная версия должна отвечать следующим требованиям:

  • В страницах не используются фреймы.
  •  Можно выбирать цвет текста и фона.
  •  Файлы в формате PDF следует использовать ограниченно.
  • Запрещено использовать таблицы с большой степенью вложенности.
  • Все графические файлы должны сопровождаться текстовым описанием через тег Alt.
  • Капча должна сопровождаться аудиоверсией.
  • Шрифт можно увеличить до 200 % без появления на странице горизонтальной полосы прокрутки.
  •  Нельзя использовать цвет в качестве способа донесения информации.

Настройки версии для слабовидящих

Для пользователя необходимо предоставить как минимум:

Подпишитесь на авторский телеграм-канал про предпринимательство в России.
  • выбор одного из трех размеров шрифта;
  • выбор одной из трех цветовых схем;
  •  возможность отключить изображения.

Классические цветовые схемы могут быть следующими:

  • черный фон и белый шрифт;
  • черный фон и зеленый шрифт;
  • белый фон и черный шрифт;
  • бежевый фон и коричневый шрифт;
  • голубой фон и темно-синий шрифт.

При разных заболеваниях глаз комфортными будут разные схемы, и чем их больше на сайте, тем лучше. 

Вот такие схемы используются на сайте клиники микрохирургии глаза

Настройки могут быть более расширенными с возможностью выбора межстрочного и межбуквенного интервалов, а также шрифта с засечками и без.

Расширенные настройки присутствуют на сайте ВТБ-банка

Оформление страницы

Текст должен легко читаться с экранов разной яркости и качества. Но при этом нужно придерживаться определенного уровня контрастности. Для текста и фона он должен быть менее 7:1 (для крупного текста достаточно 4,5:1). Проверить контрастность можно на WebAIM.

Также действуют другие требования к оформлению:

  • Основная информация на странице должна умещаться на 2-3 экранах.
  • Ширина строчки составляет не более 80 знаков.
  • Текст не должен быть выровнен по ширине.
  • Запрещается использовать Flash-анимацию.

Навигация и управление

В альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению необходимо предусмотреть управление только через клавиатуру без использования мышки. Причем время нажатия кнопки не должно определять тип команды. Вводить информацию с помощью мышки или голоса не запрещено.

При управлении с клавиатуры фокус должен перемещаться в той последовательности, при которой сохраняется и смысл, и возможность управления. То есть при нажатии кнопки Tab фокус будет переходить к следующей ссылке/кнопке. При этом число ссылок на странице ограничено до 15 шт.

Синяя рамка переходит на следующую ссылку при нажатии кнопки Tab на сайте gosuslugi.ru

Также важно реализовать помощь во время ввода данных. Пользователю должна предоставляться хотя бы одна из перечисленных ниже возможностей, а именно:

  • вернуть отправленные данные;
  • проверить данные на корректность;
  • проверить, исправить и подтвердить данные перед отправкой.

Все действия на сайте должны быть предсказуемы. То есть нельзя, чтобы внезапно открывалась новая страница или окно. При изменении настроек контекст должен сохраняться, а навигация должна быть единообразной.

Контент

Вся нетекстовая информация должна сопровождаться текстовым вариантом. При этом информацию нужно донести понятным языком, а в тексте использовать заголовки, обозначенные соответствующим тегом (h1-h3).

Каждая страница должна содержать название, отражающее тему или цель. Многие слабовидящие пользуются дикторами, зачитывающими заголовки и названия. Пользователь должен иметь быструю возможность уйти со страницы, если контент не соответствует его требованиям.

Основные проблемы версий для слабовидящих

Альтернативные версии сайтов зачастую не отличаются удобством не только для слабовидящих, но и для обычных людей. Главное – ее наличие, а ее функциональность многие отодвигают на второй план.

Если пробежаться по госсайтам, можно увидеть следующие проблемы с версией для слабовидящих:

  • Съезжает верстка.
  • Иконка версии находится глубоко в подвале или обозначена необычной пиктограммой.
  • Некорректно работает фокус.
  • Встроенный диктор не может прочитать текст.
  • При масштабировании появляется полоса прокрутки.

Вот так отображается версия для слабовидящих на сайте RSB

Версия для слабовидящих должна тестироваться и дорабатываться. Именно поэтому для создания гос. сайтов важно привлекать компетентных разработчиков. 

Саму версию можно реализовать через плагины For the visually impaired, Comfortable Reading (только для WordPress и Joomla), переключатели JavaScript или отдельным поддоменом. Последний вариант самый затратный, так как усложняет поддержку сайта.

Разработку сайта для слабовидящих можно заказать в нашем агентстве FireSEO. Стоимость и другие детали смотрите по ссылке.

Заключение

Итак, еще раз назовем ключевые требования к сайтам для слабовидящих:

  • Текстовое сопровождение всего нетекстового контента, чтобы встроенный в браузер диктор смог его прочитать.
  • Возможность управления через клавиатуру и увеличения шрифта на 200 % без полосы прокрутки.
  • Три шрифта и три цветовые схемы на выбор и наличие возможности отключить изображения.
  • Соблюдение коэффициента контрастности на уровне не менее 7:1.
  • Наличие Title и H1 в каждой странице.

Версии для слабовидящих постепенно появляются не только в гос. сайтах. Многие коммерческие ресурсы заботятся о людях с ограниченными возможностями, тем самым расширяя аудиторию. Со временем панели для слабовидящих станут совершеннее, и они будут присутствовать на всех сайтах без исключения. 

 

Автор:
Контент-менеджер в блоге FireSEO, пишу про интернет-маркетинг и разработку сайтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram
Обратная связь
Свяжитесь с нами
Реквизиты

Фактический адрес: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 26, офис 304

Юридический адрес: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд д.7/16