Разработка сайта интернет-аптеки: требования и особенности

Еще до недавнего времени продажа лекарств через интернет была запрещена. Но в связи с распространением коронавируса было принято решение допустить продажу лекарственных средств онлайн. Указ №187 от 17.03.2020 разрешил розничную торговлю аптечных препаратов дистанционным способом.

Согласно ФЗ от 3 апреля 2020 г. № 105 аптеки могу продавать безрецептурные лекарственные средства (ЛС) и препараты с содержанием спирта более 25 %. Для этого нужно иметь лицензию на фармдеятельность и разрешение Росздравнадзора. Наркотические, психотропные и рецептурные препараты можно продавать только через физические точки.

Вместе с тем, растет и спрос на онлайн-заказ лекарственных средств с доставкой, что открывает новые возможности для аптек:

Статистика поиска в Яндексе по запросу “доставка лекарств”

Чтобы организовать возможность дистанционной продажи, аптекам потребуется разработка сайта. В этой статье мы расскажем, что должно быть в нем и как его продвигать.

Разработка сайта интернет-аптеки: выбираем подходящий формат

Аптеки могут выбирать, как представляться в сети. У них есть два варианта.

Онлайн-витрина

На таком сайте размещается ассортимент, информация о наличии лекарственного средства, адреса, где их можно купить, а также телефон. Можно также напечатать инструкцию по применению. По сути, здесь сайт используется в качестве информатора – за препаратом все равно придется ехать в офлайн-аптеку после предварительного бронирования.

Пример онлайн-витрины можно найти у региональной аптечной сети Краснодарского края «Здоровье». На сайте организован каталог и поиск. В них можно отыскать нужное лекарство и узнать адреса, где оно в наличии.

Подпишитесь на авторский телеграм-канал про предпринимательство в России.

Интернет-магазин

А вот чтобы открыть онлайн-магазин, аптека должна получить лицензию на розничную фармацевтическую деятельность. Согласно ФЗ от 3 апреля, организация также обязана:

  • Обладать не менее 10 точками продаж на территории РФ.
  • Иметь помещения (места) для хранения заказанных препаратов.
  • Заключить договор со службой доставки или иметь собственную службу. При этом должна быть возможность доставки термолабильных лекарств в соответствии с требуемыми для них температурными условиями.
  • Иметь электронную систему платежей или мобильные платежные терминалы.

Заметим, что интернет-магазин имеет территориальное ограничения в своей деятельности. Доставка может проводиться в рамках муниципального образования, на котором аптека имеет реально действующую точку.

Для создания интернет-витрины можно воспользоваться готовым решением, в котором есть возможность реализации каталога и поиска.

Интернет-магазин лучше создавать с нуля. Из-за специфики учета препаратов (разные цены для разных городов, присутствие лекарства только в нескольких точках и пр.) найти готовый магазин, который может работать с предложениями по городам, практически невозможно. Изменить его логику будет также трудно и дорого.

Итак, если нужен полноценный интернет-магазин для аптеки, целесообразно заказывать его полноценную разработку. В этом случае можно выстроить удобную структуру сайта, связать его с системами учета, иметь возможность гибко регулировать цены и т. д.

За разработкой конверсионного интернет-магазина или доработкой и обслуживанием обращайтесь по контактам. У нашей команды более 10 лет опыта разработки и продвижения в интернете и множество кейсов.

Требования к сайтам аптек

Полноценная интернет-аптека должна отвечать нескольким требованиям, а именно:

Иметь интеграцию с системами учета

Ни один интернет-магазин не может работать без учета продукции. Для аптек используется специальное ПО (по типу Юнико), которое позволяет:

  • обмениваться данными с сайтом;
  •  работать с новой маркировкой лекарств;
  • выгружать остатки из нескольких аптек;
  • формировать цены и скидки в зависимости от наценки в регионе и пр.

Обмен между системой и сайтом должен быть безупречным, чтобы избежать проблемы неактуального наличия и цен. 

Содержать специальные разделы и требуемый контент

Согласно ФЗ, на сайте аптеки должна быть следующая информация:

  • полное наименование юр. лица и адрес(-а)
  • ОГРН и ИНН;
  • режим работы;
  • сведения о службе заказа;
  • данные о ЛС: наличие, цена, производитель, срок годности, условия хранения, инструкция;
  • сведения об условия заказа, доставки и возврата.

Также аптека должна вывесить графическое отображение (скан) лицензии на фармдеятельность и разрешение Росздравнадзора. 

Предоставлять возможность выбора региона

Пользователю должна быть предоставлена возможность выбора аптеки для доставки в его регионе. На сайте должен иметься модуль определения местонахождения пользователя.

Покупатель может выбрать нужную аптеку по названию и адресу или по карте. Это можно сделать сразу при заходе на сайт, во время ознакомления с товаром или оформления заказа. 

apteka.ru

Иметь простой дизайн и удобную карточку товара

Целевая аудитория аптек – разношерстная, и не все из нее являются продвинутыми пользователями ПК. Таким образом, сайт должен иметь понятный интерфейс, чтобы не запутать людей.

Карточка товара должна содержать большой объем информации. Ее можно разметить полотном текста или же спрятать в сворачивающиеся блоки.

Вот так сделала аптека “Сердце столицы”

Иметь каталог и форму поиска

Каталог может быть классическим – категорийным. Некоторые аптеки размещают алфавитный каталог – найти лекарство проще по первой букве названия. Нужен и поиск внутри сайта, чтобы пользователь мог ввести название лекарства и отыскать его. 

На сайте apteka.ru используются три вида поиска

Не забывайте, что удобство поиска напрямую влияет на конверсию магазина. Хороший поиск понимает написание и латиницей, и кириллицей, и опечатки, а также показывать результаты поиска сразу при вводе названия товара.

Повышение конверсии и среднего чека онлайн-аптеки

  • Не забудьте добавить блок “Похожие товары”. Такой блок позволит удержать пользователя на сайте, увеличив время нахождения на сайте и глубину просмотра, что положительно скажется на SEO-продвижении, и увеличить конверсию в продажи.

apteka.ru

  • Блок “Сопутствующие товары” позволит увеличит средний чек и доходность онлайн-аптеки. Используйте собственные данные по продажам и анализируйте поведение пользователей на сайте, чтобы составить товарные рекомендации с наиболее подходящими продуктами, которыми можно дополнить текущий заказ.
  • Добавьте онлайн-консультанта. Лекарственные препараты и БАДы — деликатные продукты, для покупки которых пользователи часто нуждаются в консультации специалиста. Если в офлайн-аптеках с этой задачей справляются фармацевты и провизоры, то в интернет-магазинах не всегда есть возможность получить квалифицированную помощь по выбору подходящего препарата.
  • Разработайте программу лояльности. Чем больше бонусных баллов/рублей или скидок накопил покупатель, тем вероятнее, что в следующий раз он снова выберет вашу аптеку, а не конкурентную.
  • Некоторые покупатели приобретают одни и те же лекарства с определенной периодичностью — например, люди, которые проходят курсы лечения или страдают от хронических заболеваний. Добавьте функционал в корзину, который позволит настроить напоминание на почту, смс или выбранный мессенджер — это поможет пользователю не забывать о необходимости возобновить прием лекарств, а вам — удержать клиента и увеличить его LTV.
  • Добавьте отзывы в карточки товаров. Отзывы повышают вовлеченность и повышают конверсию в продажи. Здесь добавим, что не стоит чистить отзывы, оставляя только положительные — негативные отзывы так же важны, они могут даже повысить конверсию, повысив доверию к положительным отзывам.
  • Оптимизируйте сайт под мобильные устройства.

Заключение

Онлайн-аптека – это всегда большой интернет-магазин или каталог, который должен предоставлять актуальную информацию о наличии, цене, условиях заказ, а также возможность выбрать удобную аптечную точку для покупки или заказать доставку.

Чтобы сайт аптеки стал источником прибыли, необходимо исследовать и заботиться о потребностях покупателей, оптимизировать сайт и добавлять/дорабатывать необходимый функционал.

В следующей статье поговорим о продвижении интернет-аптек — где рекламироваться и как приводить покупателей на сайт аптеки.

 

 

Автор:
Контент-менеджер в блоге FireSEO, пишу про интернет-маркетинг и разработку сайтов.

5 комментариев на «“Разработка сайта интернет-аптеки: требования и особенности”»

  1. Виктория:

    Примерно два года назад я стала пользоваться услугами интернет-аптек, так как считаю удобным такой сервис. Дома, не торопясь, заказываешь лекарства нужной дозировки и потом получаешь их по ближайшему к тебе адресу и при этом не нужно бегать по разным аптекам, а так же есть ещё и приятные бонусики и цены как правило ниже. Сайты интернет-аптек, которыми я пользуюсь, лёгкие и доступные, я быстро в них разобралась. Они грамотно разработаны, в наличии большой ассортимент самых разных средств, предусмотрено быстрое оформление и доставка, и потому интернет-аптеки, считаю, в скором времени будут вне конкуренции.

  2. Любовь:

    Крайне важно, чтобы на таком сайте отображалось актуальное наличие товара. В моём городе есть сайт, которые аккумулирует данные о лекарствах из нескольких сетей аптек. Не так давно из оформленных шести заказов ни один в аптеках не подтвердился – товара у них не было на самом деле. Затея отличная, но за остатками нужно тщательно следить. Либо предусматривать частое обновление, либо отображать их в реальном времени.

  3. Иван:

    Если я правильно понял статью, то иметь свой Интернет-магазин может только достаточно развитая сеть оффлайновых аптек. Поэтому онлайн-аптека должна ориентироваться на внутреннюю базу данных этой сети, и сделать данные о наличии, цене доступными для потенциальных клиентов. Вполне логично использовать и клиентов оффлайновых филиалов в качестве начальной клиентской базы и для онлайн-аптеки.

  4. Владимир:

    Для сайта аптеки нужно выбирать CMS не требовательную к размеру базы данных, потому что она будет расти у вас как на дрожжах. Если не хотите об этом заботиться, лучше откройте сайт на готовом сервисе, типа Wix или ему подобных (их в интернете сейчас развелось достаточно). В таком случае вы получите неограниченные ресурсы, но стоить это будет дороже, чем на своем домене.

  5. Лилия:

    Приобретаю лекарства и разные товары для гигиены в интернет-аптеках, в основном пользуюсь двумя, которые хорошо себя зарекомендовали и никогда не подводят с доставкой. У них много пунктов, где можно получить заказы и выбираю ближайший к дому. По поводу сайтов, то они простые и удобные, заказ можно отследить по сайту и смс приходит когда он уже доставлен в аптеку. В интернет-аптеке спокойно выберешь, посмотришь дозировку и цены ( они у разных производителей разные ), сравнишь и купишь то, что тебе нужно, а не то, что предложит фармацевт. Для меня интернет-аптеки удобны, я уже и забыла когда покупала лекарство в обычной аптеке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram
Обратная связь
Свяжитесь с нами
Реквизиты

ИНН: 772578776588
ОГРН: 315774600103615
ОКПО: 0194004627
ОКТМО: 45914000000
ОКАТО: 45296559000
р/с: 40802810300310000244
в АКБ «БАНК МОСКВЫ» (ОАО) отделение «Перовское»
к/с: 30101810500000000219
БИК: 044525219

Фактический адрес: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 26, офис 304

Юридический адрес: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд д.7/16