Рынок медицинских услуг характеризуется высокой конкуренцией:постоянно растет количество частных клиник, в том числе крупных сетей. В этой ситуации успешность деятельности зависит не только от квалификации врачей и качества оказываемых услуг, но и от грамотной стратегии продвижения сайта клиники, которая должна учитывать и особенности отраслевого рынка, и законодательные ограничения, и специфику поведения целевой аудитории при выборе медицинских услуг.
Особенности медицинского интернет-маркетинга
Продвижение сайта медицинского центра отличается от продвижения любых других услуг, а особенности медицинской сферы определяют подход к рекламе и выбор маркетинговых инструментов.
Законодательное регулирование
Деятельность любой рекламной компании должна осуществляться в рамках законодательства, при этом для медицинской тематики установлены дополнительные ограничения. В рекламных объявлениях нельзя использовать изображения врачей, упоминать о случаях, когда услуги способствовали улучшению состояния здоровья пациента, гарантировать эффективность используемых методик, рекламировать определенные препараты и т.д. Кроме этого, нужно размещать предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов.
Высокая конкуренция
При seo-продвижении приходится конкурировать не только с сайтами клиник и медицинских центров, но и с агрегаторами и информационными порталами, которые чаще всего занимают все топовые позиции по высокочастотным запросам. Поэтому для продвижения клиники стоит выбрать группы запросов, по которым доля агрегаторов наиболее низкая.
Локальное продвижение
При выборе медицинской организации важное значение имеет местонахождение клиники — часто предпочтение отдается центрам, расположенным близко к дому или работе. Основная цель медицинского центра — охватить ближайшие районы города, поэтому в первую очередь нужно обратить внимание на каналы с локальным геотаргетингом, чтобы показывать рекламу аудитории с учетом ее месторасположения.
Особенности выбора медицинских услуг
Процесс принятия решения об обращении в ту или иную клинику отличается от стандартного процесса покупки товара или других услуг. В чем заключаются особенности:
- Длительный процесс принятия решения. От качества оказания медицинских услуг зависит здоровье пациента, поэтому процесс выбора клиники происходит намного тщательнее. Большое значение имеет то, насколько медицинскому центру удастся сформировать имидж серьезной и ответственной организации, которой можно доверять.
- Ориентация на мнение со стороны. Потенциальные клиенты чаще всего делают выводы о качестве услуг на основе отзывов, которые они могут найти на разных площадках. Поэтому медицинским организациям следует особенно тщательно работать над репутацией в интернете — негативные отзывы способны свести на нет все усилия по продвижению медицинских услуг в интернете.
- Ключевая роль врача. Для сферы здравоохранения важны непосредственно те люди, которые оказывают медицинские услуги. Поэтому целевая аудитория нацелена на поиск врача, который окажет квалифицированную и качественную помощь.
Инструменты для продвижения медицинского сайта
Сайт клиники — это самый первый и основной инструмент продвижения и продаж услуг медицинского учреждения. Хороший сайт дает исчерпывающую информацию о врачах и ценах, позволяет быстро найти нужную услугу, получить консультацию, записаться на прием в онлайн-режиме, провести оплату и т.д.
Чтобы пациенты смогли найти сайт среди огромного количества предложений конкурентов, необходимо использовать маркетинговые инструменты: SEO-продвижение, контекстную рекламу, SMM, рассылки, контент-маркетинг.
Комплексное продвижение медицинских услуг в интернете предполагает использование одновременно нескольких инструментов, что дает более качественный результат. Это особенно важно при продвижении сайта с нуля — пока SEO и контент-маркетинг набирают обороты, работая на перспективу, и обеспечивая продажи в будущем, контекстная реклама приводит клиентов уже сейчас.
Особенности SEO-продвижения медицинской клиники
SEO-продвижение подразумевает попадание сайта медицинской организации в топ поисковой выдачи по запросам, которые вводят пользователи. Чтобы этого добиться, необходимо учитывать повышенные требования поисковых систем и к качеству самого медицинского ресурса, и к контенту, который на нем размещен. На какие моменты обратить особое внимание:
- Структура сайта. Структура сайта позволяет распределить по разделам и страницам весь массив информации. Это основа навигации сайта, которая позволяет сделать его удобным для пользователей. В структуру сайта нужно включить раздел, рассказывающий о клинике с указанием имеющихся лицензий, страницы с подробным описанием услуг, включая показания и противопоказания, отдельные разделы с информацией о врачах и ценами на услуги.
- Семантическое ядро. Ключевые запросы, по которым клиенты ищут медицинские услуги, нужно собрать и распределить по страницам. Чтобы не конкурировать с агрегаторами и крупными медицинскими сетями, лучше использовать более детализированные средне- и низкочастотные запросы. Они могут содержать название города или района, конкретной услуги или процедуры, специальность врача или фамилию известного специалиста, работающего в клинике. Нужно отбирать коммерческие запросы, которые содержат слова «записаться», «платно», «цена» и т.д.
- Контент. Требования к контенту на сайте медицинской тематики в последнее время многократно выросли и со стороны поисковых систем, и со стороны пользователей. На страницах с услугами должна быть вся важная информация, после изучения которой у пользователя не останется вопросов: описание процедуры, этапы подготовки и условия ее проведения, цены, противопоказания и т.д. Чтобы была возможность привлекать трафик по информационным запросам, ведите на сайте блог со статьями, которые будут полезны для пациентов. Экспертный контент улучшает поведенческие факторы и формирует лояльность аудитории к медицинскому учреждению.
- Техническая оптимизация. Техническая оптимизация обеспечивает максимально быструю и полную индексацию страниц сайта. Она включает настройку файла управления индексацией сайта, создание карты сайта для взаимодействия с роботами поисковых систем, настройку редиректов для избежания проблем с ранжированием из-за дублей страниц, поиск и устранение ссылок, ведущих на несуществующие страницы и файлы. Техническая оптимизация включает мероприятия по повышению скорости загрузки сайта, а также его адаптацию для работы на мобильных устройствах, поскольку доля пользователей, использующих их для поиска медицинских услуг, постоянно растет.
- Внешняя оптимизация. Грамотное наращивание ссылочной массы — важнейший этап продвижения медицинских услуг в интернете. Низкокачественные ссылки могут принести негативные результаты по выдаче в поисковых системах, поэтому размещать их стоит только на авторитетных площадках, посвященных медицине, желательно в соответствии с тематикой конкретных страниц. Кроме этого, внешняя оптимизация включает размещение информации о клинике в каталогах, справочниках. на картах и т.д.
Особенности интернет-рекламы медицинского центра
Реклама медицинских услуг — самая сложная для продвижения в интернете. Основные особенности заключаются в большом количестве ограничений, придирчивой модерации и высокой конкуренции. При ведении рекламных кампаний нужно учитывать не только требования законодательства, но и запреты и правила поисковых систем.
Чтобы объявления успешно прошли модерацию, лучше не рекламировать медицинские услуги в лоб, а использовать нейтральные выражения, демонстрировать преимущества клиники. Кроме этого, нужно тщательно подходить к выбору изображений, а при рекламе некоторых процедур от картинок лучше совсем отказаться.
Для рекламных объявлений нужно использовать детализированные ключевые фразы, чтобы объявления не показывалось по информационным запросам. Внимательно стоит отнестись и к подбору минус-слов, чтобы отсечь категорию пользователей, которые нацелены на получение бесплатных медицинских услуг или самостоятельное лечение. Это поможет предотвратить нецелевые показы и сэкономить рекламный бюджет.
Общие рекомендации по продвижению медицинских центров в интернете
- Используйте экспертный контент для повышения доверия к клинике. Контент-маркетинг — это работа по распространению полезной для пользователей информации. Качественные, экспертные материалы в блоге, группе или паблике позволяют повысить доверие к клинике и могут работать гораздо эффективнее рекламных призывов.
- Общайтесь с клиентами, чтобы сформировать лояльную аудиторию, которая будет вас рекомендовать. Социальные сети могут стать местом для общения пациентов с клиникой, где компания рассказывает о всех нюансах своей работы и отвечает на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Такое общение позволяет повысить лояльность клиентов и завоевать их доверие без навязывания.
- Работайте с отзывами. Отзывы пользователей формируют онлайн-репутацию медицинского центра, которая играет весомую роль при выборе услуг. Среди множества предложений пациенты выбирают клиники с высокими рейтингами и достаточным количеством достоверных положительных отзывов.
- Напоминайте о себе клиентам, которые уже воспользовались услугами. Рассылки по базе клиентов — эффективный способ напомнить о себе, проинформировать о проведении акций, скидках, появлении новых услуг.
- Повышайте конверсию. Для удержания клиентов, используйте дополнительные инструменты: онлайн-запись на прием на сайте, через мобильное приложение или мессенджеры, раздел с отзывами клиентов, возможность оплаты на сайте и т.д.