Тайм-менеджмент — это термин, который мы часто слышим в повседневной жизни, но мало кто знает, что за ним стоит целая система эффективного управления временем.
Ежедневно мы тратим не менее 6-9 часов на сон, еще 2 часа на приготовление и прием пищи. Добавьте сюда 3-4 часа на дорогу, задержки в пути и другие мелкие непредвиденные проблемы. Остается всего 10-12 часов, а иногда и того меньше, на выполнение рабочих задач, учебу, хобби, уход за собой, общение и досуг в кругу семьи. Праздники и торжества — это совсем другая история.
Чтобы справляться с напряженным рабочим графиком в ограниченный промежуток времени, не испытывая при этом чрезмерного стресса, необходимо развивать навыки тайм-менеджмента.
Из этой статьи вы узнаете, что такое тайм-менеджмент и как его использовать, чтобы максимально эффективно проживать каждый свой день. А если хотите более серьезно заняться управлением временем, посмотрите нашу подборку лучших курсов тайм-менеджмента.
Что такое тайм-менеджмент?
Тайм-менеджмент — это процесс планирования и организации времени, отводимого на конкретные виды деятельности, задачи или проекты с целью максимизировать их эффективность, результативность и успешность. Овладение этой технологией позволит вам как можно продуктивнее использовать каждый день и достигать поставленных целей в ограниченное время.
Однако не стоит понимать тайм-менеджмент как попытку втиснуть в дневной график как можно больше задач или использовать каждую минуту с выгодой для себя. Речь также не идет о том, чтобы составлять чрезмерно жесткое или неизменное расписание и жертвовать здоровьем и благополучием ради того, чтобы успеть сделать как можно больше.
В тайм-менеджменте нет универсальных решений. То, что работает для одного человека, может не подойти другому. Поэтому так важно определить стратегию управления временем, которая соответствует вашим личным потребностям и конкретным обстоятельствам.
Кроме того, учитывайте возможные задержки, срывы и непредвиденные обстоятельства. Помните: справиться с ними вам позволит гибкость и адаптируемость.
“Не научившись управлять временем, мы не сможем управлять ничем другим”, — Питер Ф. Друкер
Эта цитата классика менеджмента Питера Друкера подчеркивает важность управления временем как основополагающего навыка для достижения успеха во всех сферах жизни. Если мы не научимся эффективно управлять своим временем, нам будет трудно достигать поставленных целей и управлять другими ключевыми аспектами нашей жизни, такими как карьера, отношения и здоровье.
Почему важно овладеть тайм-менеджментом?
Эффективный тайм-менеджмент помогает находить адекватные ответы на вопросы: как тратить свое время, какие задачи ставить в приоритет и когда их выполнять.
Умение эффективно управлять временем позволяет повысить производительность труда, выполняя больше задач за меньшее время. Вы можете снизить уровень стресса, рационально используя время и избегая проволочек, пропущенных сроков и спешки в последнюю минуту. Согласно опросу TimeWatch, 91% респондентов согласились с тем, что эффективный тайм-менеджмент снижает стресс на работе и повышает производительность, а 86% считают его средством повышения концентрации на задачах.
Кроме того, эффективный тайм-менеджмент помогает в достижении целей, выделяя достаточно времени для регулярной работы над ними. Определение четких приоритетов и концентрация на самых важных задачах позволяет успешно продвигаться к намеченным целям и своевременно их достигать.
Еще один важный аспект тайм-менеджмента заключается в обеспечении баланса между работой и личной жизнью. Расставляя приоритеты и эффективно управляя своим временем, вы сможете уделять должное внимание как профессиональным, так и семейным обязанностям.
В итоге овладение навыками тайм-менеджмента поможет вам стать продуктивнее, улучшить качество жизни и добиться большего успеха во всех сферах деятельности.
15 практических навыков тайм-менеджмента
Воспользуйтесь этой подборкой из 15 навыков тайм-менеджмента как руководством по повышению личной эффективности.
1. Постановка SMART-целей
SMART-цель должна быть не только конкретной, измеримой, актуальной и достижимой в определенный срок, но и убедительной, чтобы не возникало сомнений в необходимости ее достижения. Таким образом, ставя перед собой разумные цели, вы сосредоточитесь на самых важных задачах и избежите пустой траты времени.
Вы даже можете контролировать свой прогресс и сохранять мотивацию, разбивая цели на более мелкие и легко выполнимые задачи.
2. Расстановка приоритетов
Обычно расстановкой приоритетов считают способность упорядочивать и выполнять задачи в зависимости от их продолжительности, срочности, важности, реализуемости и результативности. К этому набору факторов стоит добавить количество затрачиваемой энергии.
Многие стратегии повышения продуктивности, такие как тайм-менеджмент и планирование, акцентируются на времени и способах его эффективного управления. Однако в этой модели не хватает важного компонента — человеческой энергии.
Уровень нашей энергии и сосредоточенности — величина непостоянная. Нестабильная энергия может снижать способность управления временем. Планирование серии высокоэнергетических действий, таких как визуализация идей и мозговой штурм, выглядит многообещающе на бумаге, но будет ли безотказно работать?
Чтобы эффективно расставлять приоритеты, учитывайте умственную энергию, необходимую для выполнения задач, а также ограничения по времени, чтобы не исчерпать все свои силы и не стать непродуктивным.
3. Использование “часа силы”
“Час силы” — это метод тайм-менеджмента, который предполагает выделение примерно 60 минут в день, чтобы сосредоточиться на выполнении наиболее важных задач.
Начинайте каждый день с определения первостепенных задач и времени вашей максимальной продуктивности. В течение “часа силы” исключите все отвлекающие факторы и сосредоточьтесь только на поставленной задаче. Этот метод позволит вам добиться значительного прогресса и достичь большего за меньшее время.
4. Объединение соотносимых задач
Объединение соотносимых задач означает группирование однонаправленных действий и их завершение в один срок или в одно и то же время. Этот прием поможет оптимизировать рабочий процесс и сократить время и энергию, необходимые для переключения с одной задачи на другую.
Например, редактору психологического сайта можно было бы распределить свою работу по пяти направлениям:
- написание статей;
- коучинг;
- разработка семинаров;
- развитие бизнеса;
- администрирование.
Путем группирования соотносимых задач вы повысите свою эффективность, достигнув синергетического эффекта.
5. Делегирование задач
Делегирование задач — эффективная техника тайм-менеджмента, которая подразумевает поручение задач другим людям, способным их выполнить. Делегирование — это не уклонение от своих обязанностей. Наоборот, оно означает, что вы понимаете, как управлять своими задачами с максимальной выгодой.
Делегирование позволяет высвободить время, чтобы сосредоточиться на приоритетных видах деятельности. Делегируя задачи, вы можете уменьшить рабочую нагрузку, избежать стресса и повысить продуктивность.
6. Планирование задач
В отличие от записи задач, помогающей разгрузить память и снизить стресс, планирование задач гарантирует, что они будут выполнены в назначенный час.
Определяя сроки выполнения задач, вы сможете эффективнее распорядиться своим временем, не тратя его на пустяки. Планирование задач также поможет избежать прокрастинации, поскольку вы с большей вероятностью будете начинать и завершать выполнение задач в назначенное время.
7. Установление дедлайнов
Установление дедлайнов внушает осознание безотлагательности намеченных сроков и позволяет сконцентрироваться на выполнении задачи или проекта.
Установление дедлайна для конкретной задачи также поможет разбить ее на более мелкие, более управляемые части и составить график выполнения каждой из них.
8. Блокировка отвлекающих факторов
Отвлекающие факторы — один из главных убийц продуктивности. Телефонные звонки, электронная почта, уведомления в социальных сетях могут существенно повлиять на вашу способность оставаться сосредоточенным и выполнять работу в срок.
Вы будете лучше расставлять приоритеты и распределить свое время, блокируя отвлекающие факторы. Можно, к примеру, выключить телефон или настроить его в авиарежиме, отключить уведомления на компьютере или организовать работу в тихом месте, недоступном для внешних помех.
9. Преодоление прокрастинации
Прокрастинация — это склонность откладывать первоочередные задачи в пользу менее важных или несрочных дел. Подобная практика снижает производительность и повышает уровень стресса.
Поскольку прокрастинация вызывается разными факторами, борьба с ней может оказаться сложной задачей. Чтобы преодолеть прокрастинацию, необходимо сначала понять, почему вы медлите с выполнением важных задач, а затем устранить первопричину отсрочек.
10. Избегание многозадачности
Многие считают многозадачность эффективным способом выполнения работы. Но дело в том, что мы продуктивнее, если концентрируемся на одной задаче за раз. Когда вы переключаетесь с одной задачи на другую, ваш мозг должен каждый раз перефокусироваться, что может истощать умственную энергию. В результате качество работы снижается, и на его выполнение уходит больше времени.
Ученые Джошуа Рубинштейн, Джеффри Эванс и Дэвид Мейер провели четыре эксперимента, в которых молодые люди переключались между такими задачами, как решение проблем и классификация геометрических объектов. Когда участники экспериментов переключались с одной задачи на другую, они теряли время, необходимое для выполнения всех задач.
Чтобы лучше управлять временем, переходите от многозадачности к монозадачности.
11. Умение говорить “нет”
Если человек не умеет отвечать отказом на просьбы или требования, он начинает брать на себя больше, чем готов выполнить. Это может привести к чрезмерным обязательствам и неспособности сосредоточиться на важных задачах.
Многие опасаются, что отказ будет расценен как проявление эгоизма, хотя это один из самых эффективных способов позаботиться о себе и своем времени. Усвоив это, вы обнаружите, что у вас больше энергии уходит на выполнение важных дел, что в конечном итоге оценят окружающие.
Если чувствуете, что у вас и так слишком много работы, вежливо откажитесь от новых заданий. Кроме того, прежде чем соглашаться на дополнительную работу, просмотрите список своих дел.
12. Использование эффекта рычага
Феномен существенного увеличения результирующих показателей при небольшом сокращении усилий называется эффектом рычага. Определив области, где небольшие усилия могут дать значительные результаты, вы будете продуктивнее управлять своим временем и эффективнее достигать своих целей.
Помимо делегирования задач, эффективным методом рационального использования времени является автоматизация. Вы можете сэкономить время и сосредоточиться на более важных задачах, автоматизировав повторяющиеся или рутинные задачи. Используйте смарт-инструменты и программное обеспечение для автоматизации таких задач, как составление расписания, ввод данных, управление проектами.
13. Учет рабочего времени
Учет рабочего времени — это метод отслеживания количества часов, затраченных на выполнение определенных задач или видов деятельности. Он позволяет понять, как расходуется рабочее время, выявить области, где оно тратится впустую, и внести коррективы для повышения производительности.
Отслеживая свое рабочее время, вы станете более экономно его тратить. Кроме того, сможете легко определить задачи, на которые уходит больше времени, чем ожидалось, и найти способы упорядочить эти задачи или устранить отвлекающие факторы, мешающие их выполнению.
14. Регулярное устраивание перерывов
Хотя перерывы в работе кажутся чем-то нелогичным, на самом деле короткие заранее спланированные тайм-ауты могут повысить производительность труда.
Перерывы — это возможность для мозга отдохнуть и подзарядиться энергией, что позволяет повысить концентрацию внимания. Люди, работающие в течение длительного времени без перерывов, часто переутомляются и перестают быть эффективными.
Во время перерывов занимайтесь деятельностью, которая способствует расслаблению и возвращает бодрость духа. Это может быть прогулка, упражнения на растяжку, медитация, любимое хобби или просто интересное занятие.
15. Грамотное снятие стрессов
Люди, испытывающие стресс, чаще отвлекаются, работают непродуктивно и неэффективно используют свое время. Они либо с трудом сосредотачиваются на задачах, либо полностью избегают их выполнения, что приводит к потере времени и срыву сроков.
Стресс, согласно некоторым исследованиям, оказывает широкий спектр воздействия на нервную систему человека и может привести к структурным изменениям в различных частях мозга. Хронический стресс чреват атрофией мозга и потерей веса.
Независимо от того, вызван ваш стресс работой или личными обязательствами, главное — понять, что подходит именно вам для смягчения стрессовой реакции. Попробуйте несколько дыхательных техник для быстрого снятия стресса. Они занимают всего несколько минут и, как было доказано, снижают уровень гормонов, вызывающих стресс.
Заключение
Тайм-менеджмент — это система важнейших навыков, которую вы должны освоить, чтобы повысить свою продуктивность и достичь поставленных целей.
Развивая перечисленные выше навыки тайм-менеджмента, вы сможете более эффективно использовать свое время, расставлять приоритеты в выполнении задач и добиваться большего за меньшее время. В итоге вы научитесь снимать стрессы, достигать баланса между работой и личной жизнью, жить более полноценной жизнью.