Как правильно разрабатывать сайты государственных учреждений

За разработкой, доработкой или обслуживанием сайта государственного учреждения обращайтесь к нашему агентству. Бесплатно проконсультируем и подготовим коммерческое предложение в течение 1 дня.

Государственные организации (а также местные исполнительные и распорядительные органы) должны обеспечивать беспрепятственный доступ к сведениям о своей деятельности. Если еще 10 лет назад вся эта информация висела на стенах учреждения, то теперь она перекочевала в интернет.

Вместе с этим появились некоторые требования, которые госорганизация обязана соблюдать при разработке государственного сайта. Все они отражены в Федеральном законе РФ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ.

Сайт гос учреждения

Основные требования, предъявляемые к сайтам госучреждений

Закон предъявляет требования к структуре сайта, технической поддержке, безопасности и др. Рассмотрим на примерах.

Доменное имя и хостинг

Доменное имя должно соответствовать официальному названию организации. Зачастую это аббревиатуры. Например, портал МВД имеет домен http://www.mvd.ru.

Хостинг должен располагаться на территории РФ. Причем ЦОД хостинг-провайдера также обязан находиться в России. Хранить данные в других странах недопустимо.

Дизайн

Сайт должен быть оформлен в сдержанных цветах. Все страницы следует отрисовать в едином стиле. Не рекомендуется использовать Flash-анимацию ни в дизайне, ни в оформлении систем навигации.

В шапке зачастую присутствует государственная символика – герб или флаг. Например, как на оф. портале Минфина.

Сайт Минфина

Структура

Закон предъявляет требования также и к навигации. Какие именно:

  • Посетитель может получать информацию путем перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы. Желательно, чтобы переходов было не больше 5.
  • Каждая страница должна содержать главное меню, заметную ссылку на стартовую страницу.
  • Каждая гиперссылка должна быть рабочей.
  • Если размещен большой объем информации, необходимо предусмотреть указатели (алфавитные, тематические и пр.).
  • На сайте должна быть форма поиска.

Контент

Информации на государственном web-сайте уделяется максимум внимания. Web-порталы считаются официальными представительствами государственных организаций в сети. Они являются средствами массовой информации, поэтому материалы должны быть достоверными и открытыми для всех.

Рассмотрим подробнее, что должно размещаться на веб-сайтах государственных учреждений.

Подпишитесь на авторский телеграм-канал про предпринимательство в России.

Разработка сайта для государственных структур: требования к информации

На сайте должно присутствовать следующее:

  • Общие сведения об учреждении, включая название, структуру, контактные данные (адрес, телефон, email).
  • Информация о полномочиях госорганизации, руководителях.
  • Нормативные и правовые акты, муниципальные правовые акты.
  • Данные о результатах проверок, которые проводила госорганизация.
  • Тексты оф. выступлений и заявлений руководителей.

Вся эта информация должна быть в открытом доступе. Ее можно найти и скопировать.

Материалы датируются и обновляются не реже одного раза в неделю. Нормативно-правовые акты необходимо размещать через два дня после их регистрации, например, как на сайте Мэра Москвы.

Сайт мера Москвы

Акты разрешено сканировать и размещать на странице в графическом виде.

Пользователь имеет право получать информацию без необходимости удерживать отдельные клавиши.

Также рекомендуем прочитать статью: Разработка сайта вуза и других учебных заведений.

Меры по обеспечению принципов доступности информации на сайте госорганов

Обратная связь

На портале учреждения необходимо размещать адрес электронной почты, по которому пользователь может запрашивать нужные сведения. Письменный запрос должен регистрироваться в течение трех дней со дня его поступления.

Однако, если запрашиваемая информация опубликована на сайте, госучреждение вправе не предоставлять сведения по данному запросу.

Версия для слабовидящих

Сайты государственных организаций, учреждений образования обязаны иметь версию для слабовидящих. Пользователю предоставляется возможность менять фон страницы, выбирать размер шрифта, отключать изображения (которые, кстати, должны быть прописаны через тег alt).

Вот как, например, это выглядит на сайте ФССП России:

Сайт федеральной службы

Разработку сайта для слабовидящих можно заказать у нашего агентства FireSEO. Стоимость и другие детали смотрите по ссылке.

Статистика посещаемости

На каждой странице необходимо установить счетчик посещений. Данные о посещаемости должны быть в свободном доступе для просмотра всем желающим. Необходимо указывать количество посещений и уникальных посетителей портала, его отдельных страниц по часам, дням и месяцам. Эти сведения хранятся в течение трех лет.

В качестве примера приведем сайт Минфина. Найти страницу со статистикой можно по ссылке в футере.

Статистика

Поиск

В процессе разработки муниципального сайта или другого госучреждения, важно уделить внимание реализации поиска.

Посетитель вправе искать материалы по содержанию документа, фрагментам текста или реквизитам.

Поисковый запрос должен быть удовлетворен, даже если пользователь ввел его с некоторыми грамматическими ошибками.

Информация на веб-сайтах должна быть доступна в поиске через поисковые системы. Это значит, что портал не должен быть закрыт от индексации.

Язык

Материалы на госсайте публикуются на государственном языке. Разрешено дублировать информацию на иностранном языке и языках республик, находящихся в составе РФ.

Любой пользователь может пожаловаться на ограничение доступа к информации. Если будет доказано, что должностные лица не предприняли мер по устранению ограничения, это приведет к штрафным санкциями.

Требования к технологическому обеспечению сайта госучреждения

Отсутствие программ, препятствующих просмотру и копированию

Пользователь может просматривать материалы без использования специального программного обеспечения. Он может выделять, копировать и скачивать тексты целиком или фрагментами.

Для просмотра страниц нельзя требовать регистрации.

Обеспечение работоспособности сайта

В случае сбоя работоспособность ресурса должна быть восстановлена в течение 4 часов. Должны проводиться работы по обеспечению защиты веб-сайта от угроз и несанкционированного исправления материалов. Поэтому для организации крайне важно найти грамотных специалистов по поддержке и сопровождению.

Если на веб-сайте будут проводиться технические работы, об этом необходимо сообщить на главной странице не менее, чем за сутки до их начала.

Защита персональных данных

Если организация хранит данные посетителей, она должна предпринимать меры по их защите. К персональным данным относятся ФИО, телефон, email, должность и пр. То есть, если на портале есть форма регистрации, обратного звонка или запроса, компания обязана позаботится о защите данных.

Студия, которая будет заниматься разработкой сайта администрации или другого госоргана, должна сделать следующее:

  • Разметить текст согласия на обработку персональных данных под каждой формой на сайте, где нужно вводить данные.
  • Составить текст «Политики конфиденциальности» и опубликовать его на отдельной странице.
  • Установить уведомление, что веб-сайт использует файлы cookie.
  • Уведомить Роскомнадзор, что сайт обрабатывает персональные данные.

Это основные требования ФЗ к сайтам госучреждений, органов исполнительной власти и пр. Чтобы ознакомиться с ними подробнее, перейдите по ссылкам здесь и здесь.

Этапы разработки сайтов государственных учреждений

  1. Поиск студии-разработчика.

Это крайне важный этап. От порядочности и квалификации команды разработчиков будет зависеть результат. Помните, что госсайт должен:

  • соответствовать законодательству;
  • поддерживать высокий уровень безопасности;
  • соблюдать принцип доступности информации;
  • работать 24/7;
  • иметь версию для слабовидящих.

Разработка некомпетентными специалистами может обернуться штрафными санкциями за несоответствие закону.

Как искать студию:

  • Обзвоните несколько компаний и спросите, есть ли у них опыт в разработке государственных сайтов.
  • Расскажите об учреждении и как можно подробнее опишите задачу.
  • Дождитесь коммерческого предложения и выберите подходящую смету. Однако, будьте готовы, что итоговая сумма будет больше. В процессе обсуждения появятся пункты, которые увеличат трудозатраты студии.
  1. Определение задач сайта и составление техзадания.

Когда студия найдена, можно начинать обсуждать задачу подробнее. Проект-менеджер задаст множество вопросов. Важно отвечать как можно подробнее: это поможет не только создать эффективный сайт, но и убережет от недопонимания.

После обсуждения проекта студия подготовит техзадание, в котором будут прописаны объемы работы и сроки. Затем юристы со стороны госучреждения могут составлять договор.

  1. Разработка макета.

На основе ТЗ готовится шаблон. Обычно предоставляется несколько вариантов дизайна. Заказчик может выбрать понравившийся или попросить внести изменения.

Отрисовка дизайна может занять от недели до пары месяцев.

  1. Верстка и разработка.

Когда макет утвержден, разработчики переходят к верстке. Сразу создается домашняя страница, а затем к ней добавляются остальные в соответствии с иерархией.

После верстки сайт устанавливают на CMS. Кнопки, ссылки и элементы становятся рабочими.

  1. Наполнение контентом.

Когда веб-сайт получил физическое обличие, его нужно наполнить информацией. Контент могут составить сотрудники госорганизации. Если необходимо, наполнение текстовыми материалами можно заказать у студии-разработчика.

  1. Тестирование.

Когда проект почти готов, осталось протестировать его на ошибки. Если они есть, разработчики оперативно исправят их. После этого проект готов к запуску.

Заключение

Чтобы сайт получился хорошим, важны:

  • Активное участие заказчика: необходимо как можно подробнее озвучивать пожелания, оперативно предоставлять необходимую информацию, участвовать в обсуждении проекта.
  • Заказать качественный контент. Как было указано выше, главнейшая цель сайта – предоставлять открытую, достоверную и полезную информацию. Тексты для страниц могут готовить сотрудники госучреждения или студии.
  • Последующее сопровождение: сайт необходимо защищать от вирусов и спама, устранять сбои, обеспечивать круглосуточную работоспособность.

Может показаться, что ФЗ задает слишком жесткие требования. Но с другой стороны, они прописаны очень четко и подробно. По сути, это почти готовое техзадание по разработке государственного сайта. Нужно просто ему следовать, и тогда получится создать удобный и полезный для всех проект.

 

Автор:
Контент-менеджер в блоге FireSEO, пишу про интернет-маркетинг и разработку сайтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram
Обратная связь
Свяжитесь с нами
Реквизиты

ИНН: 772578776588
ОГРН: 315774600103615
ОКПО: 0194004627
ОКТМО: 45914000000
ОКАТО: 45296559000
р/с: 40802810300310000244
в АКБ «БАНК МОСКВЫ» (ОАО) отделение «Перовское»
к/с: 30101810500000000219
БИК: 044525219

Фактический адрес: г. Москва, шоссе Энтузиастов, дом 56, строение 26, офис 304

Юридический адрес: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд д.7/16