Открывая собственный бизнес, начинающий предприниматель стремится уйти от рутинной работы в офисе, не получать больше руководящих указаний от начальства, быть свободным и независимым. У многих это получается, а у многих — нет. Давайте разберем сегодня ошибки, которые бизнесмены совершают, открывая свое дело.
- Цели поставлены неверно
- Отсутствует бизнес-план развития фирмы
- Финансовая грамотность не развита
- Выбран неправильный налоговый режим
- Практикуется пропуск сроков уплаты налогов
- Начинающий бизнесмен не знает законов
- Решения принимаются слишком долго и не по делу
- Предприниматель все делает сам
- Отсутствуют знание целевой аудитории и опыт общения с ней
- Нет навыков продаж на старте
- Контрагенты не проверяются на этапе развития
- Забывают про рекламу
- На этапе планирования игнорируются конкуренты
- Сделки не совершаются официально
- Сделана ставка на низкооплачиваемый персонал
- Бизнесмен ищет универсальные решения
- Критика не принимается
- Бизнесмен погряз в рутине
- Предпринимается попытка повторить чужой успех
- Присутствуют панические настроения
- Заключение
Ошибки совершаются в разных сферах деятельности. Молодой коммерсант может неверно выставить цели, игнорировать планирование деятельности и повышение финансовой грамотности. Нередко начинающие предприниматели своевременно не платят налоги, не хотят изучать законы и знакомиться с целевой аудиторией. Их не интересуют конкуренты, персонал нанимается без проверок, критика не принимается, в итоге с ситуацией сложно справиться. Учет перечисленных ниже ошибок поможет стать успешным бизнесменом.
Цели поставлены неверно
Бывает, что новичок не может правильно сформулировать цель проекта. Отсутствует конкретика, цели расплывчатые и непонятные:
- заработать деньги — бизнес относят к рискованной деятельности, потерять деньги можно с той же вероятностью, что и разбогатеть;
- быть свободным человеком — первое время начинающий коммерсант будет «рабом собственного дела», о свободе говорить не приходится;
- получить уважение — уважение придет, когда дело действительно даст результаты;
- развиваться — скорее это можно сделать в компании, молодому бизнесмену обычно не до самореализации, он занимается текущими делами;
- жить красиво — в основном коммерсантам приходится выполнять рутинные задачи, а светские вечера и презентации остаются в кино;
- обеспечить старость — утопичная цель, бизнес скорее всего «умрет» раньше его владельца.
Цели должны быть конкретными: выход на рынок, рост биржевой стоимости акций, улучшение репутации компании и продукта.
Отсутствует бизнес-план развития фирмы
Нередко хорошая идея для бизнеса погибает из-за неумения новичков составлять бизнес-планы. Дело ведется хаотично, возникают промахи и трудности, план поможет их избежать. Грамотно составленный бизнес-план содержит внутренние и внешние цели. В первом случае определяются цели сотрудников, готовых воплощать их в жизнь. Во втором раскрываются цели инвестирования, а также взаимоотношения с покупателями и конкурентами. При помощи бизнес-плана продумывают детали, привлекают инвестиции, правильно распределяют ресурсы и обязанности персонала.
Финансовая грамотность не развита
Грамотность в управлении финансами — многогранное понятие, включающее выбор инвесторов, расчет затрат на старте, бюджетирование:
- бизнесмен полагается на инвестора, который внесет деньги в проект и не помешает его реализации. Обычно спонсоры начинают претендовать на долю в бизнесе и на управление процессами, к чему новичок не готов. Ценность инвестора заключается в его опыте, деловых связях, навыках продаж, в уникальности идей. Такого спонсора надо найти;
- другая ошибка — слишком большие траты на старте деятельности. Новичку кажется, что если есть солидный бюджет и инвесторы, то на нужды бизнеса деньги тратятся в неограниченном количестве. Бизнесмены с опытом не советуют этого делать. Наоборот, затраты в начальный период нужно сократить, чтобы не оказаться в минусе, если дело не получит развития;
- к отсутствию финансовой грамотности относят промахи при составлении бюджета. Они заключаются в косвенном участии руководителя в его формировании и разработке громоздких бюджетов. Ошибками считаются отсутствие процедур исполнения бюджета, неверные сроки в регламентах планирования и т.д.
Финансы являются основой бизнес-процессов, невнимательное к ним отношение вредит развитию стартапа.
Выбран неправильный налоговый режим
Немногие предприниматели знают, что ОСНО — общая система налогообложения, самая сложная и затратная. Они вправе перейти на упрощенную систему в течение 30 дней с момента регистрации бизнеса. Второй момент — необходимо просчитать, какой ее вид будет самым выгодным. Выбрав режим «Доходы», легче вести учет, но при расчете налогов нельзя уменьшить налогооблагаемую базу. Режим «Доходы минус расходы» подходит для коммерсантов, несущих большие затраты. Существуют специальные режимы: патент, а также ЕСХН — для предпринимательства в сельском хозяйстве.
Практикуется пропуск сроков уплаты налогов
Неоплаченные налоги превращаются в задолженность, которая имеет обыкновение нарастать как снежный ком. Если вовремя не заплатить налог, начисляются пени, далее налоговые органы начисляют штрафы, достигающие 20% от суммы налога. Дальше — требование с указанием сумм недоимки, пени и сроков погашения долга. Если перечисленные шаги не возымели действия, составляется взыскание, налоговая инспекция обратится в суд.
Начинающий бизнесмен не знает законов
Незнание законов приводит к краху фирмы и к выплате штрафов. Новичкам рекомендуется изучить правовые документы, регулирующие бизнес в РФ. После изучения документации станет ясно, что лучше оформить, ИП или ООО, как правильно принять на работу сотрудников, по какой схеме платить налоги, и как общаться с контрагентами. Все вопросы изложены в законах, если их игнорировать, ошибки станут фатальными, и дело придется закрыть.
Решения принимаются слишком долго и не по делу
В мире развития бизнеса действуют быстро, хотя многие бизнесмены еще применяют старые схемы. Ищут деньги на стартапы, затем подбирают офис, потом ищут поставщиков и сотрудников. На последнем этапе дают рекламу. Процесс запуска бизнеса затягивается, что приводит к убыткам и закрытию фирмы. Сейчас задачи решаю одновременно. К примеру, объединяют этапы разработки сайта и рекламы, поиск товара связывают с арендой помещения. Не рекомендуется нанимать сотрудников, пока не пошли первые продажи. Окажется, что их потребуется меньше или больше, чем задумано.
Предприниматель все делает сам
Сначала у новичка появляется энтузиазм, он хочет все делать сам, не принимая помощь других. В итоге появляется слишком много работы, больше, чем он выполнял, будучи наемным сотрудником. Предприниматель сам ищет и обслуживает клиентов, занимается составлением финансовых отчетов, договаривается с поставщиками, принимает товар и т.д. В этой ситуации часть работ необходимо передать сотрудникам, а самому заниматься руководством. Стартап нельзя выстроить без команды профессионалов, поэтому поиск сотрудников — одна из важных задач бизнесмена.
Отсутствуют знание целевой аудитории и опыт общения с ней
Часто новички открывают бизнес, чтобы заниматься любимым делом, — открывают кофейню, потому что любят кофе. Целевая аудитория при этом не исследуется, кофейня открывается в районе, где мало молодежи, которая любит этот ароматный напиток. Скорее в этой части города лучше открыть продовольственный магазин, если рядом нет подобных торговых точек. Перед открытием дела стоит выяснить потребности людей, проживающих рядом, посчитать средний чек. Ориентироваться необходимо на потребности потребителя, а не на свои возможности по продажам.
Нет навыков продаж на старте
Многие начинающие бизнесмены игнорируют маркетинг как науку, и делают это зря. Именно маркетинг поможет спланировать стратегию продвижения продукции и каналы сбыта. Без применения маркетинговых навыков ошибка будет следовать за ошибкой, что приведет к краху. Не опираясь на научные данные, невозможно выявить потребности покупателей, грамотно сформулировать ценность товара, удачно провести переговоры с контрагентами.
Контрагенты не проверяются на этапе развития
Контрагентами являются люди или компании, с которыми предприниматель заключил договор. К их подбору относятся с вниманием, так как эта сторона бывает недобросовестной, если:
- предоставляет недостоверные сведения в выписке из ЕГРЮЛ;
- участвует в многочисленных судебных разбирательствах;
- ухудшает финансовые показатели;
- собирается подать заявление о банкротстве.
Типичные признаки компании — однодневки: отсутствие сведений о местонахождении фирмы, в штате работает один сотрудник, размер уставного капитала минимальный.
Забывают про рекламу
Реклама — двигатель торговли, нужна для стартапов, которые хотят быть успешными. В первую очередь рекламные ролики и баннеры привлекают клиентов, со временем они становятся лояльными к стартапу. Другой плюс рекламы в том, что она постоянно напоминает покупателям о продукте. Реклама формирует имидж компании, грамотно работающий отдел маркетинга создает рекламу, формирующую у клиентов новые ожидания.
На этапе планирования игнорируются конкуренты
Современный предприниматель живет и работает в конкурентной среде, об этом многие забывают. Конкуренты пришли в бизнес раньше и уже миновали этапы становления. На этом фоне покупателю необходимо предложить конкурентные преимущества. На примере открытия кондитерской это скидки в один из дней, бесплатный напиток для постоянных посетителей и многое другое. Необходимо изучить, чем привлекают покупателей конкуренты, и создать свое УТП. Для понимания преимуществ конкурентов заказывают маркетинговый анализ или изучают конкурентную нишу самостоятельно.
Сделки не совершаются официально
Многие начинающие коммерсанты не совершают сделки официально, верят контрагентам на слово. Делать этого нельзя, так как при малейшем конфликте потребуется договор, который не был вовремя заключен. Начинающий бизнесмен не сможет потребовать с партнера неустойку, с деньгами можно распрощаться. Договор подписать несложно, в интернете есть типовые формы всевозможных договоров, документы надо распечатать, заполнить и оставить себе копию. Если контрагент не хочет подписывать договор, стоит задуматься о сотрудничестве с ним.
Сделана ставка на низкооплачиваемый персонал
Довольно часто появляется соблазн сэкономить на персонале. Это тупиковый путь, так как нанятые за копейки работники, будут неопытные, ненадежные и неквалифицированные. Продажи пойдут вниз, а коммерсанту придется нанимать других людей, хорошо справляющихся со своими обязанностями. Подбор сотрудников — статья расходов, на этом не стоит экономить. К ситуации подходит выражение «скупой платит дважды».
Бизнесмен ищет универсальные решения
Бизнес обладает большим количеством особенностей, неких переменных, оказывающих влияние на его успех. На этом фоне поиск универсальных способов решения проблем приводит к ошибкам, их потом сложно исправить. Если человек решился на открытие собственного дела, значит должен вести его самостоятельно, продумывая каждый шаг.
Критика не принимается
В начале своей деятельности человек окрылен возможностью вести свое дело и быть независимым от начальства. Он ничего не замечает вокруг и не обращает внимание на критику знакомых бизнесменов, которые уже видят проблемы в бизнесе и предупреждают о них. Эксперты коммерческой сферы рекомендуют прислушаться к словам опытных коммерсантов. Они уже пережили подобные проблемы и знают, как их решить.
Бизнесмен погряз в рутине
Бизнес состоит из ежедневных процессов, их нужно выполнять. Процессы поглощают новичка полностью, он становится «белкой в колесе», которая не может прекратить бежать. Один из вариантов решения – пригласить на работу помощника руководителя, который возьмет на себя часть задач. Другой выход из положения — перераспределить объем работ между всеми сотрудниками. Стоит также упростить процессы, убрать все лишнее, оставить самое главное.
Предпринимается попытка повторить чужой успех
Нередко бизнесмены копируют успех других компаний. Им кажется, что достаточно сделать красочный сайт, дать рекламу в СМИ, и дело пойдет само собой. На практике многие фирмы, известные по рекламе, находятся на стадии банкротства, поэтому на них ориентироваться нет смысла. Путь в бизнесе необходимо пройти самостоятельно, не оглядываясь на других, пусть он будет сложным, но со своими промахами и трудностями.
Присутствуют панические настроения
Предпринимательство в России — процесс сложный, многоуровневый, на каждом из уровней приходится сталкиваться с проблемами, которые необходимо решать, тогда успех не заставит себя ждать. Не стоит сдаваться раньше времени и впадать в панику. В момент отчаяния рекомендуется почитать книги, написанные гуру бизнеса. Они рассказывают, с какими трудностями пришлось столкнуться при становлении бизнеса, как они преодолели их и не сдались раньше времени.
Заключение
Ошибки на стадии развития бизнеса — нормальное явление, грамотные бизнесмены учатся на них, самоуверенные не хотят их признавать. Эксперты считают, что промахи в бизнесе цикличны, поэтому их можно избежать, не допустить или найти лучший способ решения проблем. Недочеты и погрешности превращают в ценный опыт, бизнес-процессы компании модернизируют, чтобы достичь высоких финансовых и маркетинговых показателей. Мы рассмотрели топ ошибок, которые нужно исключить из своей деятельности, тогда удастся стать уверенным предпринимателем и делиться опытом с новичками.