Накрутить подписчиков в Телеграм-канале можно легко и дешево, чем охотно пользуются многие владельцы каналов. Накрутить можно все — подписчики, реакции под постами, просмотры и комментарии. Всего за несколько тысяч рублей можно получить «раскрученный» Телеграм-канал, который после этого начинает продавать рекламу за 4- и 5-значные суммы.
Рекламодателям необходимо быть бдительными и уметь проверять Телеграм-каналы на накрутку, иначе слив рекламного бюджета гарантирован.
Давайте разберемся, как анализировать каналы и на что обращать внимание.
Для большинства пунктов понадобится какой-нибудь сервис для анализа Телеграм. В рунете их несколько, но здесь детально их разбирать не будем, о них уже писали в статье 6 лучших сервисов для анализа Телеграм.
График прироста подписчиков
Есть несколько вариантов, как канал набрал подписчиков, и от этого зависит, как выглядит график изменения количества подписчиков.

Если канал растет медленно за счет органичных репостов, то и прирост будет более-менее плавный, с минимальными скачками, после которых может последовать умеренный спад. Примерно такой же график будет и при продвижении в таргетированной рекламе.

Пример прироста канала, который развивается органично
Если видите резкие скачки на графике, это обычно означает, что:
- владелец закупил рекламу в канале и получил большой прирост подписчиков;
- он накрутил подписчиков;
- или они получили репост или упоминание в другом большом канале.
Чтобы выяснить наверняка, откуда подписчики, нам нужно проверить цитирование канала. Здесь мы увидим, какие каналы ссылались на данный канал и можем сделать предположение, является ли прирост следствием рекламы, органичного роста или накрутки.
Если за определенный день видим большой рост числа подписчиков, но нет ссылок с других каналов за этот день — это первый сигнал, что подписчики куплены.
Источники просмотров
Эту статистику вы должны запросить у владельца канала. В идеале он должен сделать запись экрана, потому что простой скриншот легко подделать.
Большая часть просмотров должна быть от подписчиков канала. Значимая часть просмотров может идти по URL, если канал получает трафик с внешних сайтов, но в таком случае надо попросить показать, где именно размещены ссылки на канал и оценить, реально ли может оттуда идти трафик.
У каналов с живой аудиторией также будет немного просмотров из поиска, блока похожих каналов, личных сообщений и «другим» источникам. Но вместе они составляют меньшую часть трафика.

Так выглядит, например, статистика личного канала Романа Джунусова. Основная часть просмотров идет от подписчиков, но также много по URL — мы перенаправляем посетителей с нашего блога в канал.
В этой же статистике обращаем внимание на статистику по языкам. Если говорить о русскоязычном канале, то около 90% пользователей должны быть русскоязычными.
Динамика просмотров и реакций поста
Просмотры хоть и можно накручивать, но не все хотят или умеют это делать правдоподобно, поэтому их тоже стоит проанализировать.
Посты в среднем получают 70-80% просмотров и реакций в первые несколько часов публикации, а остаток — в течение следующих 24-48 часов.
Исключение — когда посты выходят редко, а трафик на канал идет постоянно. В таком случае просмотры могут расти в течение долгого времени.
Соотношение реакций к просмотрам обычно составляет 1-4%. В небольших каналах соотношение будет выше, так как аудитория небольшая и вовлеченная, а в крупных — ниже, так как накапливаются неактивные пользователи, а связь даже с активными подписчиками слабеет.

Еще много параметров, по которым можно проверить Телеграм-канал на накрутку, но вышеприведенных будет достаточно, чтобы отсеять большинство накрученных каналов.
Тематики и контент каналов
Напрямую тематика не говорит о том, был ли канал накручен, однако на основе личного опыта можем сказать, что аудитория более качественная в авторских каналах. Такие каналы ведутся либо от имени конкретного реального человека, либо под вымышленным названием, но по контенту однозначно можно решить, что его ведет один человек.
Если же говорим про безликие каналы с общими советами, историями, рекомендациями и т.д, то вероятность накрутки значительно выше. Такие каналы гораздо проще вести, контент для них генерируется с помощью ИИ или копируется из других источников, и их можно массово создавать, «раскручивать» с помощью ботов, и продавать рекламу.
Итого
Анализ Телеграм-канал на накрутку — это не про недоверие, а про здравую экономию. Проверяя ERR, графики роста, источники просмотров и качественные сигналы, вы сохраняете рекламный бюджет, получаете аудиторию, которая действительно увидит сообщение, и избегаете токсичных ассоциаций с серым трафиком.
Остались вопросы? Спросите в комментариях ниже, или свяжитесь с нами по контактам.
Оригинал статьи был опубликован на РБК.