Для многих термин “ритейл” знаком, но не каждый понимает его смысл. В дословном переводе “retailer” обозначает — продавец в розницу. Это значит, что ритейл является понятием розничной продажи товаров небольшими партиями либо в единственном числе непосредственно конечному потребителю.
- Ритейл — что это такое простыми словами
- Основные типы ритейла
- Стрит ритейл — что это такое простыми словами
- “Умный ритейл” — что это такое и на чем он основан
- Как ритейл функционирует
- Роль маркетинга в ритейле: от витрин до онлайн-продвижения
- Значимость ритейла в современной экономике и его перспективы
По сути, это любая торговая точка: супер- и мегамаркеты, продуктовые магазины и пр. Ритейлеры закупают товары оптом у производителей или же у их представителей для дальнейшей реализации в розницу. Потребители же приобретают продукцию только для личного пользования, а не с целью дальнейшей перепродажи. Это коммерческая схема бизнеса B2C. Рассмотрим подробнееритейл: что это и каковы его основные принципы.
Ритейл — что это такое простыми словами
На рынке существует несколько типов производителей: крупные промышленные предприятия (заводы, фабрики и пр), фермеры, индивидуальные предприниматели. Они поставляют свою продукцию непосредственно в торговые точки либо через дистрибьюторов. Как правило, прямого контакта с конечным потребителем нет. Взаимодействие с покупателями осуществляется через ритейлеров. Товары продаются через обычные магазины и виртуальные торговые площадки, так называемые, маркетплейсы. Продажа предполагает увеличение стоимости закупки. Размер наценки зависит от ряда параметров: транспортные услуги, расходы на рекламу, сервис по хранению и пр.
Основные типы ритейла
В зависимости от формата продаж выделяют две категории ритейла: традиционный, т.е. при непосредственном контакте с покупателем, и онлайн-ритейл. В последнем случае продавцы реализуют различные типы товаров через виртуальные площадки. Сюда относятся маркетплейсы, на которых можно найти всевозможную продукцию от частных предпринимателей и крупных торговых сетей. Помимо этого определяют и другие виды, которые зависят от размера торговой площади, способа обслуживания и технологии размещения товаров. Один ритейлер может относиться к разным видам ритейл-торговли.
Исходя из видов реализуемых товаров, ритейл может быть:
- Продуктовым. Сюда относится все, что связано с продажей продуктов питания: гипермаркеты, продуктовые магазины и палатки, рынки. Это самый окупаемый бизнес в сфере ритейла, который демонстрирует устойчивость и постоянный рост. Наиболее популярные ритейлеры — “Дикси”, “Магнит”, “Пятерочка”, “Вкусвилл”.
- Непродуктовым. Это все виды торговых точек, реализующих непродовольственную продукцию: игрушки, канцелярия, хозяйственные товары и пр. Предлагаемый ассортимент может меняться в зависимости от сезона. Ярким примером являются охотничьи и рыболовные магазины. Среди представителей непродуктового ритейла есть как небольшие магазины, так и крупные сети — “DNS”, “Hoff”, “Подружка” и др.
В отдельную категорию относят стрит-ритейл. Сюда относятся торговые помещения с отдельным входом на первых этажах жилых домов. В связи с увеличением спроса на магазины в формате “у дома” стоит отдельно рассмотретьстрит ритейл: что это и чем он отличается от других видов торговли.
Стрит ритейл — что это такое простыми словами
В переводе с английского “street retail” обозначает “уличная торговля”. Но сюда относятся именно помещения, располагаемые на первых этажах домов с выходом на улицу и витриной. Такие магазины имеют как небольшую площадь, так могут занимать до 150 кв.м. Посредством стрит-ритейла реализуют товары повышенного спроса, специфическую продукцию, например, товары для барбершопа, или предлагают различные виды услуг: салон красоты, кафе и пр.
Особенности и преимущества
Выбор стрит-ритейла в качестве собственного бизнеса имеет множество достоинств, среди которых:
- формирование положительного имиджа компании;
- подчеркивание респектабельности заведения;
- повышенный спрос за счет высокой проходимости (зависит от конкретного района);
- стабильность трафика посетителей;
- быстрая окупаемость.
Выбор оптимальной локации является определяющим для данного вида торговли. Успех бизнеса будет зависеть от престижности района, близости к метро, транспортной доступности. Становятся популярными бутики и другие торговые точки, располагаемые в жилых комплексах. Некоторые застройщики уже при разработке проекта продумывают расположение торговых галерей.
Для потребителей торговые точки и заведения различных услуг в сфере стрит-ритейла удобны за счет близости к месту проживания. Особенно это актуально в мегаполисах, где много времени уходит на дорогу до нужной локации.
Стрит-ритейл может быть различных типов. Торговые точки различаются в зависимости от предлагаемого ассортимента товаров/услуг и целевой аудитории, а также функционала. Основные категории недвижимости для реализации бизнеса: элитная и спальная. В первом случае предполагается размещение в центральной части города.
Сюда относятся:
- дизайнерские бутики;
- престижные магазины;
- люксовые кафе;
- салоны красоты.
Расположение в деловом центре или историческом квартале предполагает высокую стоимость реализуемой продукции. Это обусловлено в первую очередь ценами на недвижимость.
Стрит-ритейл в спальных районах направлен на обслуживание местного населения. Цены на товары/услуги здесь невысокие ввиду незначительной стоимости арендуемых или приобретаемых в постоянное пользование помещений. Это отличное решение для стартапа.
“Умный ритейл” — что это такое и на чем он основан
Совершенно новый тип ритейла, который предполагает розничную торговлю без контакта с потребителем. Магазины в этой сфере исключают наличие кассиров, поскольку учет продукции и взаимодействие с конечным потребителем происходит посредством новейших технологий.
Традиционными видами ритейла являются оффлайн-магазины. Наряду с ними стали успешно развиваться онлайн-платформы после развития сети Интернет. Бытовало мнение, что маркетплейсы могут полностью вытеснить стандартные торговые точки с рынка. Однако каждый из этих видов ритейл-торговли занял свою нишу, дополняя друг друга. В настоящее время стал активно развиваться “умный ритейл”, основанный на применении инноваций в сфере торговли.
Преимущества для потребителей:
- увеличение скорости обслуживания;
- улучшение качества сервиса;
- исключение покупки просроченного товара;
- отсутствие конфликтных ситуаций, нередко возникающих из-за человеческого фактора (раздражительность, усталость и пр).
Владельцам торговых точек внедрение технологий в процесс розничной продажи также выгоден. Основными плюсами такого бизнеса являются: снижение затрат на содержание персонала, оптимизация заполненности торгового зала, анализ спроса на товары, увеличение лояльности потребителей.
В качестве базы для успешного развития “умного ритейла” выделяют распространение смартфонов и протоколов радиосвязи, решения для IoT-платформ, способы идентификации посетителей. Например, в Китае все эти технологии реализуются в сети магазинов Alibaba. В США также есть подобные торговые точки: Amazon GO и Walmart. Помимо сетевиков можно найти профильные проекты, располагаемые на краудфандинговых ресурсах.
Применяемые технологии
“Умный ритейл” предполагает внедрение системы идентификации покупателей. Регистрация происходит посредством смартфона в определенном приложении. Также допускается сканирование QR-кода при входе в магазин и селфи на турникете.
Движение по торговому залу отслеживается посредством Wi-Fi. На товарах устанавливают RFID-метки. Они дают возможность отслеживать дату выпуска и окончание срока годности продукции, расположение товара на витрине и определяют заполненность потребительской корзины.
Искусственный интеллект способен работать таким образом, что корзина покупателя может быть существенно улучшена. Так, например, система может записывать список необходимых товаров и отправлять данные о продукции на телефон. Так при выходе на турникете сканируется корзина и покупателю предлагается подходящий вариант оплаты. Деньги списываются с привязанной в приложении банковской карты.
Стоит отметить, что развитие “умного ритейла” возможно только для торговых помещений с высоким потребительским трафиком. Расположение таких точек должно предусматривать наличие стабильного интернета.
Как ритейл функционирует
Данный процесс выглядит таким образом, что компания, являющаяся ритейлером, выполняет несколько шагов для реализации своего бизнеса:
- связывается с поставщиками;
- закупает товары оптом;
- транспортирует продукцию на склады или же сразу в торговые точки;
- определяет наценку с учетом спроса и дополнительных расходов и устанавливает розничную стоимость товаров;
- проводит рекламную акцию;
- непосредственно реализовывает конкретные товары розничным покупателям.
Главной задачей ритейла является обеспечение обширного ассортимента продукции, доступной конечному потребителю.
Роль маркетинга в ритейле: от витрин до онлайн-продвижения
Маркетинг наряду с розничной продажей является главной составляющей бизнеса. Они направлены на продвижение товаров/услуг, но отличаются методами и подходами. Маркетинг сфокусирован на исследовании рынка, а также анализе потребительских предпочтений, разработке стратегии продвижения. Посредством этого ритейлеры предлагают такой ассортимент продукции, который адаптирован под запросы потребителей. Это в свою очередь увеличивает спрос на товары и способствует развитию бизнеса.
Немаловажную роль играет продвижение: рекламные акции, SMM и SEO. Данные маркетинговые инструменты привлекают внимание к компании и увеличивает приток потребителей.
Значимость ритейла в современной экономике и его перспективы
В статье мы рассмотрелиритейл торговлю: что это такое, какие виды существуют и основные преимущества. Но стоит отметить также и роль ритейле в экономическом развитии страны.
На что влияет ритейл-торговля:
- Предоставление рабочих мест: обеспечение продаж, логистика и пр.
- Формирование взаимодействия с потребителями, что стимулирует спрос.
- Рост экономики за счет создания дополнительных возможностей для основных участников ритейла: производителей и поставщиков, предпринимателей.
- Стимулирование конкуренции.
Ритейл является ключевым элементов экономической сферы. Производители, ритейлеры и покупатели объединяются в единую сеть. Появление инновационных технологий и изменение покупательских потребностей предполагают адаптирование ритейла и его развитие.