Один из компонентов продуктивного бизнеса — гарантированное соответствие предлагаемого продукта нуждам современного рынка. Но не менее важным вопросом остается то, как именно планируется получать прибыль. И в этом отношении следует обратить внимание на бизнес-модель.
Что из себя представляет модель бизнеса и для чего она необходима
Данный термин обозначает общее описание предпринимательской деятельности. За счет использования бизнес-модели, можно представить, что производит компания, на кого направлена ее деятельность и каким образом она получает доход. Если бизнес-план включает детальные расчеты, а стратегия состоит из действий, необходимых для достижения конкретной цели, то в модели прописаны только теоретические аспекты. Она дает понять, как получают прибыль, т.е. как создаются оптимальные условия для клиентов с соответствующей стоимостью товаров/услуг.
На чем основывается бизнес-модель:
- какой тип продукции будет реализовывать компания;
- целевая аудитория для выбранного товара/услуги;
- через какие каналы маркетинга будет осуществляться деятельность;
- сколько вложений потребуется для ведения бизнеса;
- как именно компания будет получать доход.
Успешная бизнес-модель — это гарантия удовлетворения запросов потребителей. Ведь становится понятной структура расходов и расценки устанавливаются конкурентоспособные. При своевременной оценке существующей модели предприниматель может соотнести свою деятельность с экономической ситуацией в данный момент.
Для тех, кто только начинает свой путь в бизнесе, работа с моделью дает возможность рационализировать расходы, привлекать инвесторов. Многие считают этот инструмент бесполезным, однако, он позволяет оптимизировать бизнес-процессы, создать новые направления деятельности. Как это работает, стоит рассмотреть на конкретных примерах.
Структура
Суть состоит в том, что модель показывает, как конкретная компания будет приходить к своей доходности. Здесь нет операционных процессов и отчетов по финансам. Все решения, касающиеся предпринимательских целей и являются составными частями модели бизнеса. Она стабильнее стратегии, поскольку ее невозможно в один момент изменить.
При этом бизнес-модель имеет свою структуру:
- Действия, которые направлены на создание — составление проекта, производственный цикл и т.п.
- Процессы, направленные на продажу — поиск потенциальных клиентов, распространение услуг, непосредственное предложение товара.
Бизнес-модель — исследование, предполагающее указание на затраты компании, а также стоимость своей продукции. Ее сущность в получении от покупателей денег больше, нежели было затрачено на производство. Различные виды бизнес-моделей направлены на конкретную сферу, например, оптимизация расходов при проектировании, налаживание каналов продаж и т.д. Эффективность того или иного подхода оценивается компанией индивидуально.
Виды бизнес-моделей
Большая часть предпринимателей предпочитают работать с проверенными моделями, которые успешно применялись на практике. Для определения сильных сторон достаточно лишь усовершенствовать определенные моменты. Рассмотрим наиболее популярные бизнес-модели.
Рекламная
Предполагает налаживание партнерских взаимоотношений с контрагентами и рекламодателями. Ведь они платят за привлечение целевой аудитории. Вариантов для рекламы может быть множество:
- посты в соцсетях;
- публикации в онлайн-изданиях;
- YouTube и другие.
Создание качественного контента позволит привлекать потенциальных клиентов через ту информацию, которую они хотят видеть. Показ релевантной рекламы гарантирует трафик от интересующейся аудитории, а не от тех, кто просто пройдет мимо очередной записи на стене сообщества.
Посредством рекламной модели удовлетворяются запросы целевой аудитории, а также рекламодателей. В некоторых случаях возможно сочетание с краудсорсингом — нет необходимости во вложении денежных средств. т.к. контент предоставляется непосредственно пользователями.
Партнерская
Взаимосвязана с рекламой, но имеет ряд особенностей. Так в качестве рекламы выступают ссылки, которые нативно встраиваются в контент. Первая же модель предполагает визуальное рекламное объявление. Для выбора партнерской площадки следует выбирать смежные отрасли. Например, на сайте с обзором новых технологий в строительстве можно разместить ссылку на производимую в компании черепицу. Если посетитель ресурса приобретает стройматериалы при переходе с этой ссылки, то компания-партнер платит оговоренную комиссию сайту.
Комиссионная
Посредничество объединяет обе стороны бизнеса — покупателей и продавцов, делая сделку купли-продажи максимально комфортной и быстрой. Посредник может взять плату с какой-либо одной стороны, а иногда и потребитель, и предприниматель будет платить комиссионный сбор.
Данная бизнес-модель применима для агентств недвижимости, студиям PR и прочим компаниям, которые функционируют в области предоставления услуг.
Модель кастомизации
В некоторых случаях компании выбирают уже существующие услуги, продукты, а затем дополняют их определенными деталями. В результате реализация подобной продукции становится уникальной для конкретного клиента. Это может касаться эксклюзивных туров, спортивной одежды и много другого.
Краудсорсинг
Данная модель предполагает объединение большого числа пользователей, оплачивающих тот или иной ресурс собственным контентом. Ярким примером такого устройства является видеохостинг YouTube. Как правило, здесь идет сочетание с рекламной составляющей бизнеса. Но доход может быть не только от рекламы. Так дизайнеры могут создавать новые модели в линейке кроссовок, а компания будет выплачивать процент от проданных товаров.
Краудсорсинг позволяет решать сложные вопросы в части бизнеса. Так компания может попросить дать совет, как поступить в той или иной ситуации. Нередко создаются конкурсы идей, победитель которого получает достойную оплату. На основании полученных советов выстраивается дальнейший ход бизнеса. Привлечение людей будет эффективным, если они получат за такие услуги хорошее вознаграждение.
Отсутствие посредничества
Производство и реализация продукции посредством магазинов всегда предполагает посредничество. Но при желании прямых продаж, т.е. сразу потребителю, необходимо обойти вопрос работы с поставщиками.
Результат такой деятельности:
- снижение расходов на поставки;
- увеличение лояльности клиентов;
- выстраивание доверительных отношений со своей целевой аудиторией.
Модель экономична, но требует немалых затрат временных ресурсов.
Шеринг
Предполагает, что можно продать только часть продукта. В качестве примера может быть совместная аренда объекта недвижимости. Так определенная группа людей может владеть частью дома, который предоставляется для отдыха туристов. Некоторые компании могут продавать долевое владение техники, транспортных средств и пр.
Франчайзинговая модель
Работа по франшизе распространена на современном рынке. Зачастую компании-франчайзи встречаются в ресторанном бизнесе, но сферы постоянно расширяются. Сейчас франшизу приобретают в области клининга, сети магазинов для детей, кадровых агентств и много другого.
Франшиза предполагает продажу бизнес-стратегии одной компании (франчайзера) другой (франчайзи). Последний получает определенную концепцию, финансовое планирование, а также юридическое сопровождение, обучающие материалы, бренд-бук. Франчайзеры дают право использовать свою бизнес-модель, которая уже успешно применяется и дает стабильный доход. В России подобных компаний множество и все они известны своими громкими названиями.
Фримиум
Суть такой модели в том, что предприниматель предоставляет свои услуги/товары на бесплатной основе, но при этом взимается плата за дополнительные опции. Не стоит путать этот принцип с демо-версиями. Ведь в последнем случае это бесплатный доступ на определенное время. Фримиум же может давать неограниченный по времени доступ к продукту, но только в базовом исполнении. Расширенный функционал будет предоставляться уже за определенную сумму. Предполагается несколько тарифов, которые будут отличаться по стоимости и времени действия. Такая модель применима в основном для владельцев интернет-сервисов.
Лизинг
По сути он схож с шерингом, но отличия все же есть существенные. Если шеринговая модель — это продажа доступа к части продукта, то лизинговая предполагает долгосрочный договор аренды с правом последующего выкупа. Это может касаться оборудования, транспортных средств, техники и прочего. В основном бизнес-модель используется в отношении дорогостоящей продукции, когда клиент не может приобрести товар сразу при полной оплате. Тогда заключается договор аренды на долгий срок, по истечении которого арендуемый товар может быть выкуплен.
Low-touch
Модель предполагает низкий уровень обслуживания, но и соответствующие этому цены. Невысокая стоимость оправдана ограниченными видами услуг. Самый яркий пример — бюджетные авиалинии. При необходимости более комфортных условий клиент может приобрести опционально те или иные услуги. В базовом же варианте будет меньше комфорта, то и ценник станет на порядок меньше.
Маркетплейсы
Такая деятельность предполагает выставление товаров на интернет-витринах. Преимуществ у этой бизнес-модели множество:
- широкий охват аудитории;
- взаимодействие с потребителем посредством простых инструментов продажи;
- получение дохода с разных источников (можно реализовывать продукцию через несколько маркетплейсов одновременно).
Многие платформы вознаграждают предпринимателей за успешную реализацию, возвращая комиссию за использование ресурса или предоставление услуг по продвижению. На каждом ресурсе свои особенности сотрудничества, но при этом результат всегда продуктивный. Модель применима не только для продажи товаров, но и услуг.
Бандлинг
При такой деятельности несколько продуктов объединяются, что существенно снижает их стоимость. Например, конкретный товар по отдельности будет стоить дороже, нежели приобрести его в комплекте с сопутствующей продукцией. Бандлинг используется в сфере флористики, когда к букету цветов прилагается мягкая игрушка или коробка конфет. При посещении SPA-салона можно получить скидку, если оплатить сразу несколько процедур. Это касается многих сфер деятельности и показывает хороший результат по доходности.
Бритва и лезвие
Необычное название бизнес-модель получила, благодаря продукции, которая реализовывалась по придуманной схеме. Суть заключается в том, чтобы продать продукт с долгим сроком эксплуатации дешевле, чтобы нарастить продажи сопутствующих товаров. Так компании по производству бритв предлагают их по крайне низкой цене для привлечения покупателей, которые впоследствии будут приобретать подходящие лезвия в большом количестве и в долгосрочной перспективе. Таким образом клиенты вовлекаются в систему постоянного сотрудничества, а компании гарантируется постоянный приток покупателей.
Бритва и лезвие наоборот
Эта бизнес-модель действует по обратному принципу:
- основной товар (бритва в данном случае) реализуется по высокой цене;
- сопутствующая продукция (лезвия) продаются по заниженной стоимости.
Такая схема мотивирует покупателей на взаимодействие с компанией. Они понимают, что заплатив больше сейчас, они будут пользоваться более дешевыми продуктами (в сравнении с конкурентами) длительное время. Таким образом основной доход компания получает на первоначальных продажах. Реализация дополнительных товаров необходима для стимулирования потребителя пользоваться исходным продуктом (бритвой).
Проведение обратного аукциона
Ввели такую бизнес-бизнес в США, но она успешно реализуется и на некоторых ресурсах в России. Суть заключается в том, что покупатели за услуги или продукт предлагают приемлемую для них цену. За счет такого подхода некоторое время назад сайт бронирования Priceline.com произвел фурор. Посетители платформы выбирали по параметрам город, район и другие критерии отеля, например, количество звезд. Также они указывали цену, которую готовы заплатить за проживание. Если стоимость была ниже, нежели тарифы отеля, то клиенту приходили данные отеля и номер бронирования.
По такому принципу работают некоторые сервисы по поиску кредиторов. Заемщик может самостоятельно выбирать условия кредитования, изучать ставки одновременно в разных компаниях, а затем приобретать наиболее подходящие услуги.
Подписка
Оплата услуг по подписке — это основа данной бизнес-модели. Распространилась она, благодаря появлению интернет-изданий. Сейчас активно применяется разработчиками программного обеспечения и компаниями, предоставляющими услуги через интернет. Самым примечательным примером являются многочисленные онлайн-кинотеатры.
Как построить бизнес модель
Приведенные выше бизнес-модели не составляют исчерпывающий список. Их может быть больше, но на этапе стартапа применение новых схем работы не может гарантировать успеха. Минимизировать риски провала и выйти на хорошую прибыль можно, если использовать эффективные модели. Так вести бизнес будет намного проще. Но при этом важно знать, как выстроить бизнес-модель. Для этого существует несколько методик. Все они были разработаны в разное время и не похожи друг на друга.
Наиболее распространенная — шаблон Остервальдера. Теоретик менеджмента создал эту методику совместно с Ивом Пинье. Она популярна у начинающих бизнесменов, а также у ИТ-компаний. Суть состоит в описании процессов на одном листе.
Шаблон включает 9 блоков:
- ценности продукции;
- сегмент потенциальных клиентов;
- взаимоотношение в целевой аудиторией;
- поток прибыли;
- каналы продаж;
- издержки;
- основные ресурсы;
- необходимые действия;
- важное партнерство.
По результатам заполнения каждого блока выстраивается бизнес-концепция. Регулировать деятельность можно заменой какого-либо блока и оценкой последующих изменений.
Данный метод прост, но есть и альтернативный ему. Он описан в книге “Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов”. Это навигатор для создания инновационных моделей, что в основном используют уже бывалые бизнесмены. Для построения модели необходимо ответить на 4 основных вопроса:
- кто такой целевой клиент;
- что компания предлагает — ценностное предложение;
- как происходит создание стоимости продукции по цепочке, т.е. что необходимо сделать для реализации;
- каков механизм по извлечению прибыли — затраты на производство и конечная стоимость продукта.
Инструмент на самом деле сложнее, но понять суть направления можно уже при получении ответов именно на эти вопросы.
Многие идут по более простому пути и выбирают бизнес-модель, которая уже отработана. В этом случае нет необходимости придумывать что-то новое, опасаясь оказаться на обочине. Каким именно образом выстраивать свой бизнес, остается решить только непосредственному владельцу компании.