Социальным предпринимательством является бизнес,направленный на решение важных социально-общественных вопросов. Для развития деятельности не привлекают средства от благотворительности, поэтому к данной сфере данный вид предпринимательства не относится. Понять рабочий механизм поможет детальное рассмотрение основных задач и принципов.
Признаки социального предпринимательства
Существуют некоммерческие организации, которые основываются на добровольных пожертвованиях. Их деятельность не предполагает производства или продаж. Но социальное предпринимательство работает вне зависимости от притока средств через благотворительность. Такие проекты предполагают оказание определенных услуг, реализацию товаров. С финансовой точки зрения социальный бизнес продуктивнее, нежели предприятия некоммерческого типа.
Признаки:
- направленное решение общественных проблем;
- необычный подход к решению социальных вопросов;
- создание комплекса ресурсов для достижения поставленной цели;
- устойчивый курс деятельности, т.е. независимость от грантов, поддержки государства или частных инвесторов;
- личная мотивация персонала, приверженность миссии компании;
- полученная прибыль направляется на дальнейшее воплощение идей, т.е. вкладывается в сам бизнес.
Учитывая все эти факторы, можно определить, что предпринимательство в общественной сфере представляет собой социальную и экономическую деятельность, направленную на извлечение доходов с целью разрешения острых общественных проблем. При этом применяется широкий спектр методов, используется множество ресурсов.
Бизнес в социальной сфере отличается заботой о людях в целом. Помимо получения прибыли предприниматель делает благое дело. Есть четкие критерии такого предпринимательства, которые описаны законодательно. Так по ФЗ №245 от 26 июля 2019 г компании признаются социально направленными, если соответствуют одному из критериев (допускается и одновременное соответствие сразу нескольким указанным параметрам):
- Предоставляют рабочее место инвалидам, мамам (папам)-одиночкам, беженцам, пенсионерам, бывшим заключенным и др. При этом число таких работников должно быть не меньше половины персонала, а расходы на выплату заработной платы таким труженикам составлять свыше 25% от аналогичных статей.
- Реализуют товары/услуги, производимые указанными в предыдущем пункте категории граждан. Доходы от реализации этих товаров должны быть равны или превышать 50% от общей выручки.
- Производят товары/услуги для указанных в законе граждан. Среди подобных предприятий могут быть организации, которые изготавливают оборудование для инвалидов. Прибыль от продажи должна быть более 50% или равной половине выручки.
- Решают соц проблемы, деятельность направлена на общественные цели: компании, реализующие, например, натуральную продукцию, эко-товары. Доходность от подобной деятельности должна составить не менее 50% общей выручки.
Деятельность предпринимателей в сфере социального бизнеса может быть разной. Но при этом цели у них одни — решение общественных проблем. Компании условно разделяют:
- Предприятия, которые привлекают к работе граждан, нуждающихся в соцподдержке. Благодаря предоставлению рабочих мест, они могут самостоятельно заработать, получить определенные навыки, получить профессию.
- Предприятия, которые направляют свою деятельность на интеграцию сервисов в сфере, которые значимы с социальной точки зрения. Такие компании помогают определенным категориям граждан лучшей адаптации, реализуют проекты по улучшению качества жизни.
Поддержка социального предпринимательства
Реализация проектов в этой сфере бизнеса не является исключительной прерогативой самого предпринимателя. Несмотря на то, что прямой зависимости от сторонних вложений нет, существуют меры соцподдержки, способствующие развитию предпринимательства. Здесь есть три основных аспекта: получение финансовых или иных видов льгот (например, имущественных), консультационное сопровождение.
Льготы финансового характера — это субсидии, выделяемые из федерального бюджета. Стартаперы могут рассчитывать на получение не более 300 000 руб, а социальные предприниматели — до 1 000 000 руб. Также Минэкономразвития предлагает гранты для тех, кто проходит обучение на платформе “Мой бизнес”. Однако здесь есть важное условие: у бизнесмена должны быть в свободном доступе средства на развитие, которые равны сумме гранта — от 100 000 руб до 500 000 руб.
Привлечение финансов на реализацию проекта может быть и по другим направлениям:
- от некоммерческих организаций;
- работа по низкой налоговой ставке на УСН от 1 до 5 процентов;
- привлечение средств через краудфандинговые ресурсы.
В качестве имущественных льгот социальный предприниматель может рассчитывать на получение подходящего помещения в аренду по льготной ставке, безвозмездное владение участком и т.п. Решением данного вопроса занимается Корпорация МСП.
Помимо указанных преференций представители социального предпринимательства могут получать консультации в ЦИСС. Таким образом достаточно просто разобраться в системе построения эффективной бизнес-модели, грамотно спланировать бизнес, а также узнать о возможностях работы по франшизе.
Примеры социальных проектов в России
Что можно отнести к предприятиям социальной направленности:
- пекарня, на которой работают выпускники школ-интернатов;
- колл-центр, набирающий для работы людей с инвалидностью;
- магазин спортинвентаря и оборудования для детских площадок, предлагающие продукцию для уличных комплексов, на которых могут заниматься люди с ограниченными возможностями.
Подобных проектов множество, и все они направлены на помощь людям в трудной жизненной ситуации. Найти такие компании просто на платформе “Социальное предпринимательство России”. В каталоге представлено множество предприятий, которые реализовывают свои идеи в различных социальных сферах.
Вот несколько примеров компаний социального предпринимательства:
- ООО “Сиделки” (Кировская обл) — уход за больными людьми в домашних условиях, а также больницах.
- Univer-comp (Пермский край) — создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями, инвалидов (производство продукции для слепых: тактильно-рельефные таблички, настольные игры и пр).
- “Желтый крест” (Москва и Московская обл) — предоставляет услуги для граждан, которые ограничены в самообслуживании. Это и бытовой уход, и квалифицированная медпомощь, и многое другое.
- КРОО “Центр исторической реконструкции Ирины фон Раушен” (Калининградская обл) — иппотерапия.
Список подобных организаций регулярно пополняется. Стать социально ориентированным предпринимателем может каждый, кто неравнодушен к проблемам общественности, имеет стремление к поставленной цели. Социальные бизнесмены не ставят во главу угла только лишь финансовую выгоду. Они находят баланс между спросом на социальные услуги, чтобы решить определенные проблемы общества, и бизнес-составляющей, помогающей получать доход с данного вида деятельности.
Как открыть социальный бизнес-проект
Начало работы компании в социальной сфере предполагает алгоритм действий, аналогичный открытию любого другого бизнеса. Здесь важно последовательно подходить к вопросу организации и действовать согласно разработанному плану.
Социальное предпринимательство — это обширное понятие, характеризующее все организации определенного вида деятельности. В связи с этим разработка бизнес-плана, применяемые ресурсы и инструменты, инвестиционный трафик и прочие моменты будут напрямую зависеть от того, какое направление будет выбрано предпринимателем. Рассмотрим подробнее основные шаги для открытия социального проекта.
Определение задач и выявление проблем
Основная задача компаний в общественной сфере — оказание позитивного влияния, решение социальных проблем. Для этого важно понять, спрос на какие услуги/товары существует в конкретном регионе.
Сначала необходимо ответить на два основных вопроса:
- что вызывает больший отклик в обществе;
- в какой области получится проявить свой потенциал лучшим образом.
Следует ознакомиться с уже существующими проектами. В каталоге “Социальное предпринимательство России” есть удобный фильтр не только по направлению деятельности, конкретным услугам, но и по регионам.
Сбор сведений
Необходимо получить данные о конкурентах, а также собрать максимум материала в части выбранной сферы бизнеса. Для этого следует посещать различные выставки, конференции, тематические лекции и пр. Важен опыт других предпринимателей, которые успешно реализовали свои проекты. Чем больше будет источников для получения информации, тем более широко можно взглянуть на конкретную проблему. Это позволит найти беспроигрышную нишу, удовлетворяющую потребности общества и позволяющую получать прибыль с бизнеса.
Определение миссии
Миссия компании — то, на что ориентирован бизнес. При грамотном ее определении не будет кривотолков и сомнений. Безусловно, приоритетным является ориентир на помощь гражданам. Это должно составлять базис миссии. О доходности речь идет в последнюю очередь.
Миссия описывает то, что хочет изменить предприниматель и на кого будет направлена его деятельность. Это фраза, заключенная в нескольких словах, но которая содержит три основных момента:
- действие;
- задача;
- результат.
Способы достижения поставленной цели должны будут описываться уже в бизнес-стратегии.
Фундаментом любой компании является миссия. Ведь именно ей руководствуется бизнесмен. При этом персонал и партнеры должны полностью принимать, разделять эти принципы. Миссия должна быть неизменной и не зависеть от обстоятельств.
Формулировка идеи
Если миссия одна и ее недопустимо менять, то идей может быть несколько. Бизнесмену лучше сформулировать большое количество идей, а потом из всех выбрать наиболее перспективные. Как правило, 4-5 достаточно.
Стоит понимать, что только на идеях невозможно построить успешный бизнес. Для реализации качественного продукта/услуги необходимо выполнять и другие требования:
- изучать целевую аудиторию;
- общаться напрямую с потенциальными клиентами;
- привлекать новые ресурсы, которые не использовались никем ранее.
В качестве примера эффективного проекта можно привести компанию, использующую для реализации определенной продукции вторсырье, отходы производства. Таким образом осуществляется экономия на закупке сырья и одновременно улучшается экологическая обстановка региона. Попутно с этим на предприятии могут работать люди с инвалидностью или из других социально уязвимых категорий граждан. Таким образом решаются общественные проблемы, а бизнесмен получает желаемую прибыль.
Составление плана бизнеса
Разработка четкого плана важна для реализации социальных проектов. Основной составляющей должна быть реализация идеи, способ достижения поставленной цели. На данном этапе можно воспользоваться консультационными услугами, посмотреть готовые бизнес-планы по аналогичным проектам.
Продумывание вопроса о финансировании
Для некоторых предпринимателей вполне будет достаточно собственных средств для старта бизнеса, а кому-то необходимо привлекать сторонние финансы. В последнем случае можно выбрать один из вариантов поддержки, которые ранее описывались в статье. Это могут инвестиции от других крупных бизнесменов, НКО или же от государства.
Вот основные виды мер поддержки:
- предоставление беспроцентных займов;
- безвозмездная выдача грантов;
- финансовая помощь, выдаваемая за участие в госпрограммах.
Все полученные средства должны быть направлены исключительно на бизнес, а за каждый потраченный рубль необходимо отчитаться. Успешно применяется сотрудничество с частными инвесторами, а также сбор средств посредством краудфандинговых платформ.
Подбор участников соцпроекта
Первым делом необходимо нанять основной костяк персонала. Следует ориентироваться на опыт, квалификацию. Невозможно все вынести на собственных плечах. При грамотном распределении обязанностей можно решать все вопросы бизнеса оперативно и с качественным результатом. Для привлечения к работе граждан, относящихся к категории социально уязвимых, следует обратиться с ЦЗН, ЦСЗН или Минтруда.
Регистрация ИП/ООО
Реализация проекта должна быть правильно оформлена с юридической точки зрения. Необходимо определиться с формой бизнеса: ИП или ООО, а также открыть расчетный счет.
Регистрация ИП предполагает упрощенный вариант ведения деятельности. Открыть ИП можно даже в режиме онлайн посредством ресурсов ФНС, Госуслуг или на специализированных платформах. Сейчас и некоторые банки предлагают на своих ресурсах открытие ИП. Обслуживание предпринимателя происходит по месту прописки или фактического проживания (если прописка отсутствует).
На момент регистрации предприниматель выбирает налоговый режим. Они отличаются процентной ставкой, допустимым количеством сотрудников и пр. Каждый выбирает наиболее выгодный для себя вариант.
Помимо общей системы для ИП доступны:
- Упрощенная со ставкой 6-8% или 15-20% (допускается льготная ставка вплоть до 0%).
- Автоматизированная упрощенная.
- Патент.
- Единый сельхозналог.
Точный выбор системы налогообложения зависит от направления бизнеса.
При планировании расширенного бизнеса, когда ответственных лиц может быть несколько – допускается открытие филиалов. Обслуживание компании определяется местом аренды или владения офиса. Юридические лица могут выбрать систему налогообложения ОСНО при ставке 20%, УСН с льготами или без них, ЕСХН. Ориентируются в основном на прогнозы доходности и необходимые расходы на каждой из приведенных систем. Не стоит при этом забывать о льготах, которые становятся доступными после присвоения социального статуса компании.
Реклама и PR
Оплату за рекламу могут вовсе не брать, учитывая социальную направленность проекта. Для продвижения достаточно создать контактную сеть, находить коммуникацию со СМИ, участвовать в грантах и конкурсах.
Социальное предпринимательство доступно для любого гражданина России, который желает решать социально значимые вопросы. Для успешной реализации проекта достаточно изучить законодательную базу, определиться с идеями и миссией компании.